Стр. 125 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

125
БАНКИ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Российским государством или при его участии создано немало банков, о деятель-
ности которых широкой публике мало что известно. У них нет улыбчивых операцио-
нисток, а менеджеры не строят планов по завоеванию широкой клиентуры. Это банки с
особым статусом. И у них особенная судьба.
Банки развития, межгосударственные банки, российские загранбанки были созда-
ны для решения различных задач государства. Создавались они в разное время с учас-
тием казенных денег. Объединяет их одно – они не обслуживают население и вообще,
по большому счету, не занимаются классическим банкингом. Цели перед ними стави-
лись другие, но всегда серьезные – содействовать развитию экономики российского
(советского) государства или экономик других, дружественных нам стран. К сожалению,
большая часть планов так и осталась нереализованной, ряд банков остался не у дел и
почти всем им грозит реформирование.
Вперед, к развитию!
На заре перехода к рыночной экономике в России стали появляться банки разви-
тия, которые за счет бюджетных средств должны были помогать российскому бизнесу.
Банковская система страны была настолько слаба, что не могла обеспечить финанси-
рование приоритетных секторов экономики, и решение проблемы государство взяло
на себя. Для государственной поддержки и стимулирования экспорта в 1994 году был
создан Российский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк). Позже, в 1999 году, по-
явился Российский банк развития (РосБР), ему предстояло заниматься финансировани-
ем инвестиционных проектов. Спустя год был создан Россельхозбанк – для поддержки
финансирования агропромышленного сектора.
Однако, как показала практика, успехи этих банков были далеки от успехов их
зарубежных аналогов. В других развивающихся странах объемы кредитования секто-
ров экономики институтами развития исчислялись миллиардами долларов, у нас эти
показатели едва дотягивали до нескольких сотен миллионов. Главной проблемой не-
дофинансирования эксперты называли низкую капитализацию банков. Необходимость
решения вопроса отмечалась давно, однако лед тронулся только в прошлом году. Но
решение состояло не в том, чтобы капитализировать банки, а в создании совершенно
нового института. Российские власти предложили создать либо Национальный банк
развития, либо Государственную корпорацию развития. В этом году президент Путин
озвучил примерный капитал, которым должна располагать корпорация, – порядка $2,5
млрд. Однако долгое время решался вопрос, создавать эту структуру с нуля или на базе
имеющегося банка.
Минэкономразвития готовит законопроект о банке развития. В соответствии с
ним строиться новая организация будет на основе Внешэкономбанка, функции кото-
рого до последнего времени сводились к управлению внешним долгом страны и уп-
равлению пенсионными резервами. Возможно, к нему будет присоединен РосБР, хотя,
Банки особого назначения