Стр. 152 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

152
Глава 4. КАК СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ
ками, как отсутствие залога и поручительства, отсрочка по выплатам основного долга и
процентов на все время обучения, длительный срок, низкая процентная ставка. Созда-
ние подобных условий исключительно силами бизнеса невозможно, поэтому необхо-
димость господдержки очевидна. При участии государства образовательное кредито-
вание оптимально объединит как интересы, так и возможности бизнеса и государства
в этой области”.
Банкиры полагают, что господдержка образовательного кредитования может
иметь две формы. Либо государство берет на себя гарантии полного или частичного
погашения кредитов, то есть, по сути, выступает поручителем заемщиков. Либо про-
центная ставка по образовательным кредитам устанавливается не выше уровня ставки
рефинансирования Центробанка, а разницу между этой планкой и уровнем ставки ком-
мерческих кредитов банкам компенсирует государство.
Пока же никакими эксклюзивными условиями образовательные кредиты в России
не обладают. Юным абитуриентам и их родителям гораздо проще взять обычный кре-
дит на неотложные нужды и использовать его для оплаты счетов вуза. В Росбанке и“ВТБ
24”, например, интересующимся образовательными займами именно так и предлагают
поступить: “Пусть ваши родители возьмут у нас обычный потребкредит, и учитесь себе
на здоровье”. А о специальном формате ссуды на учебу советуют просто забыть.
Соответственно, можно забыть и о популярном на Западе так называемом кредите
на время учебы. От кредита на образование он отличается тем, что деньги предназначе-
ны не на оплату учебы, а“на жизнь”студенту и, следовательно, не перечисляются на счет
учебного заведения, а выдаются заемщику. Отличие же от обычного потребительского
кредита в том, что заем на время учебы выдается частями – ежемесячными перечисле-
ниями на пластиковую карту. Получается нечто вроде “стипендии в кредит”. Проценты
тоже начисляются не на всю сумму ссуды, а только на реально перечисленную заемщи-
ку часть. Для российских банков подобный продукт вообще остается утопией.
Но представители тех банков, которые ввели в свои линейки образовательные ссу-
ды, оценили данный сегмент кредитования как весьма перспективный. Правда, в том же
Пробизнесбанке общий объем ссуд на образование назвать отказались. Причина такой
“секретности”понятна: кредиты на образование составляют мизерную долю процентов
в кредитных портфелях российских банков. И нет оснований думать, что ситуация мо-
жет измениться.
“Для коммерческих банков данные виды кредитов являются рисковыми и непри-
быльными, – констатирует Наталья Посадова, представитель Ассоциации кредитных
брокеров Северо-Запада. – Государство должно создавать систему гарантий и страхо-
вания данного вида кредитов, иначе образование в стране так и не станет доступно
большинству молодых людей”.
Ипотечный синдром
Однако у тех, кто определяет позицию государства в этом вопросе, иной взгляд на
проблему. Павел Медведев, председатель думского подкомитета по банковскому зако-
нодательству, полагает, что рынок кредитов на образование в России вообще малопер-
спективен. Более того, парламентарий опасается, что его развитие приведет к скачку
цен на обучение – как в свое время произошло с ипотекой.