Стр. 194 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

194
Глава 5. ПОТРОШИТЕЛИ КРЕДИТОВ
жу ПИФов, страховых продуктов, подбор выгодных вариантов депозитов и пр. При этом
сценарии брокеры могут стать своего рода универсальными агентами, предлагая кли-
ентам не только банковские кредиты, но и самые разнообразные розничные продукты
разных финансовых институтов – страховых компаний, биржевиков и т.д.
Брокеры уже предлагают такие сервисы, как возможность перекредитоваться с
помощью брокера или подбора для заемщика более лояльного кредитора. В частности,
такие проекты реализуют в Москве компания “Фосборн Хоум”, создавшая Центр пере-
кредитования, и в Петербурге Ассоциация кредитных брокеров, открывшая Центр кре-
дитных экспертиз. Банкиры относятся к таким идеям довольно лояльно.
“Действительно, должна существовать система своего рода апелляции по креди-
там – в случае отказа в ссуде или невыгодных условий кредитования, – говорит Евгений
Пен, директор по развитию Тверьуниверсалбанка в Петербурге. – В перспективе подоб-
ный подход только скорректирует соотношение спроса и предложения на кредитном
рынке и пойдет банкам на пользу”.
В противном случае выжить на рынке, постепенно приобретающем цивилизован-
ный вид, вряд ли удастся. Внедрение нормальных правил игры и отказ от полулегальных
услуг делает нынешние сверхприбыли на поприще брокерских услуг невозможными.
“При “нормальном” размере комиссионных (2–5% от суммы кредита) брокеридж
перестанет быть лакомым куском, – констатирует один из участников рынка. – Сегодня
моя выручка составляет около $20–30 тыс. в месяц при обеспечении кредитов на сумму
$200–300 тыс. Завтра, когда мы перестанем брать деньги с клиентов и начнем получать
комиссию от банков, тот же оборот даст мне всего от $4 тыс. до $10–12 тыс. Соответс-
твенно, вернуть прежние прибыли, а тем более нарастить их можно будет только двумя
методами: серьезно увеличив масштабы работы или начав продавать дополнительные
услуги”.
Деньги в разных упаковках
Все больше средних брокерских контор делают ставку на разнообразие предлага-
емых клиентам услуг. Тем более что многие пришли к кредитному брокериджу именно
ради универсальности. Так, например, брокерские услуги стал оказывать Поволжский
кредитно-финансовый центр, специализировавшийся на бухучете и налоговых кон-
сультациях для малых и средних предприятий.
“Время от времени наши клиенты, находившиеся на бухгалтерском обслуживании,
обращались с просьбой посодействовать в получении кредита, подготовить бизнес-
план или необходимый пакет документов, – рассказывает его директор Диана Машта-
кеева. – Так постепенно брокерские услуги стали частью нашего бизнеса”. Маштакеева
и многие ее коллеги полагают, что кредитный брокеридж перспективен как часть уни-
версального меню финансовых услуг, которое может включать бухучет на аутсорсинге,
оптимизацию налогообложения, аудит и консалтинг.
Кроме того, малому бизнесу, полагают они, в конечном счете нужен не сам факт
кредита, а источник средств для развития. А эти источники могут быть разнообразны-
ми. В частности, Геннадий Короленко, генеральный директор Финансово-инновацион-
ной международной корпорации (FII), полагает, что в скором будущем брокеры будут
востребованы не только в части обеспечения банковских кредитов, но и в организации