Стр. 37 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

37
В этом году идею пока воплотили лишь два монстра банковского сектора – Сбер-
банк и ВТБ. Первый уже провел размещение на внутреннем рынке, его результат – 230,2
млрд. рублей. Второй – ВТБ – планирует завершить IPO в мае и привлечь $6 млрд.
О своем намерении провести IPO заявили НОМОС-банк, УРСА Банк, “Зенит”, Газ-
промбанк, “УралСиб”, “Абсолют”, Юниаструмбанк, “КИТ Финанс” и даже провинциальный
“Центр-инвест”.
Правда, в большой бочке с IPO многие наблюдают маленькие ложки дегтя. “Я не
верю в светлую идею всеобщей IPO’зации страны, – говорит Владимир Киевский. – Ско-
рее всего, этот инструмент повышения капитализации будет реален только для круп-
ных банков. Потому что зачастую вопрос капиталов – это вопрос доверия”. Мелкие и
средние банки вряд ли могут рассчитывать на успешное публичное размещение, так
как спрос на их акции остается невысоким. “Крупные же банки за счет повышенного
интереса к их акциям могут разместить свои бумаги с существенным эмиссионным до-
ходом, что при сохранении структуры владения приводит к значительному росту капи-
тализации банка”, – говорит Лариса Макаренко из агентства «РусРейтинг”.
Однако дело не только в доверии и повышенных рисках (цена акций зависит от
многих факторов), но и в расходах. IPO – процесс затратный, требующий длительной
подготовки. Согласно опыту российских компаний, вышедших на биржу, доля расходов
в объеме привлеченных средств может составлять от 3% до 30%. В 2006 году “Роснефть”
и “Роснефтегаз” разместили на биржах почти 15% акций госкомпаний, выручив за них
$10,65 млрд.: “Роснефтегаз” – $8,5 млрд., “Роснефть” – $2,15 млрд. Из этих средств ком-
пании заплатили банкам-организаторам комиссию $138 млн., а прочие затраты на IPO
“Роснефть” оценила в $40 млн.
Что касается банков, то ВТБ готов потратить на проведение IPO около 4 млрд.
рублей ($154 млн.) – 23% от объема эмиссии ценных бумаг по номинальной стоимос-
ти (0,01 рубля). Расходы связаны в том числе с затратами на размещение не только на
российской, но и на Лондонской бирже. Из всей этой суммы, согласно проспекту эмис-
сии, консультанты и банки-организаторы – Deutsche Bank, Citigroup, Goldman Sachs и
«Ренессанс Капитал» – получат 3,2 млрд. рублей ($123 млн.). На рекламу, маркетинг и
road-show банк рассчитывает потратить 750 млн. рублей ($29 млн.). Расходы, связанные
с раскрытием информации, в том числе по изготовлению брошюр и другой печатной
продукции, могут составить 15 млн. рублей ($580 тыс.).
Расходы Сбербанка оказались ниже: он выделил на размещение мартовской до-
пэмиссии на российской площадке 280 млн. рублей, или 2,7% от объема эмиссии цен-
ных бумаг по номинальной стоимости. Тем не менее, как нетрудно подсчитать, на рынке
действует более половины банков, капитал которых равен или ниже этой цифры. Банков
с капиталом менее 4 млрд. рублей и того больше – 1100. Так что, по сути, государствен-
ные гиганты потратили на публичное размещение суммы, превышающие собственные
средства большей части российских финорганизаций. Даже если сделать скидку на то,
что указанные размещения были “народными” и часть средств пошла на организацию
инфраструктуры, проведение широкой рекламной кампании и распространение печат-
ной продукции среди населения, большая доля расходов пока непосильна для россий-
ских игроков среднего и мелкого калибра. По словам Олега Капитонова, управляющего
директора K&S Capital Management, привлечение средств в капитал через первичное
размещение для большинства банков дело будущего. Пока же, учитывая издержки и
специфику банковского бизнеса, IPO – экономически оправданный инструмент для
Капитальный дефицит