Стр. 74 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

74
Глава 2. БАНКИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ
массе вновь выдаваемых ссуд, а также быстрому увеличению предложения и спроса на
кредиты в рублях по плавающей ставке.
Ну и, наконец, еще одна тенденция – самостоятельный выход крупных компаний
на рынки капиталов напрямую, через выпуски облигаций и акций. Все это не могло не
сказаться на кредитной политике банков, в результате многие из них занялись кредито-
ванием населения, а другие начали активно наращивать кредитные портфели для ма-
лых и средних предприятий.
Малые проблемы
По подсчетам Минэкономразвития, потребность малых предприятий в кредитных
ресурсах оценивается в $30 млрд. ежегодно, а удовлетворяется всего лишь на 10–15%.
За последние годы объем банковского кредитования малого и среднего бизнеса уве-
личился в два раза, всего на начало 2006 года 752 российских банка выдали «малых»
кредитов на 123 млрд. рублей.
Сегодня программы кредитования малого бизнеса есть практически у каждого
крупного банка. По словам Евгения Ретюнского из ММБ, возможность банка работать
в секторе средних и малых компаний определяется наличием соответствующей стра-
тегии, региональной филиальной сети, приемлемыми продуктами, а также гибкой и
легкой кредитной процедурой. В отличие от кредитования крупных клиентов, где ли-
дерами являются госбанки (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк), основная доля кредитования
и инвестирования в малый бизнес приходится на коммерческие банки, в том числе и
региональные. Они же несут наибольшие риски и оказывают малым предприятиям
большинство финансовых и информационных услуг.
По оценкам экспертов, крупным банкам пока еще невыгодно работать с малым биз-
несом, так как существующие процедуры кредитования «малышей» не всегда позволя-
ют оперативно, с минимальными затратами проводить большое число мелких сделок и
обеспечивать приемлемое качество кредитного портфеля. И это несмотря на то, что про-
сроченная задолженность по такого рода кредитам – причем ее реальный уровень, а не
тот, что указывается в отчетности ЦБ – невелик и составляет 2–4% от всего портфеля.
Препятствий, тормозящих развитие кредитования малого предпринимательства,
немало. В первую очередь – непрозрачность бизнеса, невнятная финансовая отчет-
ность, затрудняющая анализ финансово-хозяйственной деятельности, отсутствие лик-
видного обеспечения. Естественно, банку намного проще работать с предприятиями,
ведущими полноценный бухгалтерский учет, но подвижки в этой области есть. “В насто-
ящее время банки при рассмотрении вопросов кредитования заемщиков принимают
в расчет не только бухгалтерскую, но и управленческую отчетность”, – утверждает Кон-
стантин Калагин из Бинбанка. По его словам, кредитные организации разрабатывают
новые программы с учетом особенностей специфики малого и среднего бизнеса.
Поблажек не будет
Доля обслуживания малых и средних предприятий в общем объеме кредитного
портфеля банков увеличивается. “К примеру, у нас за август текущего года прирост кре-