Стр. 381 - Razgovor-2

Упрощенная HTML-версия

Эльман Мехтиев
381
играет «в короткую», а есть бизнес, который хочет работать долго.
Тот, который хочет существовать долго, хочешь не хочешь, изна-
чально исходит из того, что послезавтра будет иметь дело с тем
же клиентом, который был у него сегодня. Тогда он задумывает-
ся, давать ли ему непосильный кредит, налагать ли на него непо-
сильный штраф, утверждать ли, что между ними «ничего личного,
только бизнес».
«В короткую» заработать на дорогих кредитах и огромных
штрафах в общем‑то нетрудно. Поэтому дело не столько в повы-
шении морального духа банковского бизнеса, сколько в тех гори-
зонтах, которыми он живет.
То есть разница не в том, есть мораль или нет морали. Разни-
ца в перспективах. Хочешь долгосрочные перспективы – заранее
продумывай, как быть более гуманным и более социальным. Ста-
новись более комфортным и более профессиональным. На долгой
дистанции это «выстрелит». Так что «морализация банкинга»,
как вы сказали, – это вполне экономическая категория.
Более того, надо понимать, что потребитель финансовых
у­слуг будет всегда слаб в понимании всех тонкостей продукта.
Как ни повышай финансовую грамотность – мы не сделаем каж-
дого квалифицированным инвестором, заемщиком или аналити-
ком. А это значит, что банк должен не только играть по‑честному,
на равных с клиентом, но и в какой‑то степени играть в поддавки.
То есть самому придумывать механизмы контроля кредитования,
самому объяснять клиенту его права и свои обязанности, само-
му формировать определенное давление на банковский рынок,
с тем, чтобы на нем возникала системная конструкция по защите
не только прав клиентов, но и самих этих клиентов.
Простая логическая цепочка. Рынку нужны были ограни-
чения, чтобы банки не зарабатывали исключительно на штра-
фах. Потому что тогда банк будет заинтересован в том, чтобы
клиент не попадал в просрочку. Тогда он будет заинтересован
ограничить собственные аппетиты. Тогда клиент успешно спра-
вится с кредитом, будет иметь хорошее послевкусие и придет
за вторым.
Кстати, несколько лет назад, до вступления в силу закона о по­
требительском кредите, я попытался проанализировать, сколько
же российские банки зарабатывают на штрафах.