Стр. 515 - Razgovor-2

Упрощенная HTML-версия

Андрей Семенюк
515
нимум несколько способствующих этому факторов, которые
позволяют так думать.
Первый фактор – это все‑таки относительно недостаточный
объем ипотечного кредитования по сравнению с другими показа-
телями развития банковского сектора, развития жилищного рын-
ка, которое мы наблюдаем в других странах, где ипотечное креди-
тование существует много десятилетий или даже столетия.
– Недостаточный по отношению к банковским пассивам
или по отношению к рынку?
– Ну, во‑первых, по отношению к рынку жилья. Сейчас
у нас в среднем при помощи ипотеки совершается около двадцати
пяти процентов сделок на рынке жилья. Это по официальной ста-
тистике Росстата. Если посмотреть статистические данные по За-
падной Европе и Америке, то там большая часть сделок соверша-
ется за счет ипотеки. То есть потенциал роста нашего рынка, если
сравнивать, как минимум в два раза больше.
Второй фактор: ипотечное кредитование 
тот продукт, кото-
рый позволяет банкам привязывать к себе постоянного клиен-
та. То есть ипотека может быть идеальным якорным продуктом.
Привязывать к себе постоянного клиента и предлагать ему дру-
гие услу­ги. Европейские коллеги, кстати, часто говорили нам,
что у них непосредственно ипотека, может быть, и не является
основным источником процентного дохода в продуктовой линей-
ке банков, но, привлекая клиента на длительный срок ипотечно-
го кредитования, они успешно продают ему другие финансовые
услу­ги. Во всем мире ипотека является мощным якорным продук-
том. И у нас есть такие же перспективы.
И, наверное, третий фактор: с конца 2013 года Центральный
банк сознательно ограничивает рост потребительского беззало-
гового кредитования физических лиц, тем самым стимулируя раз-
витие ипотеки. Судя по намерениям регулятора, эта тенденция
будет продолжена. Поэтому ипотека на самом деле
один из драй-
веров банковского бизнеса.
Другой вопрос, что этот бизнес не универсально интересен
для всех банков. Это все‑таки достаточно сложный финансовый
продукт, наверное, один из самых сложных финансовых продук-
тов для банка. Я не беру какие‑то сложные деривативные про-
дукты для VIP-клиентов. И ипотека требует больших объемов