В середине июля был принят Федеральный закон от 14 июля 2022 N 331-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 5–1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее Федеральный закон от 14 июля 2022 N 331-ФЗ) в рамках которого вносились изменения в ряд нормативных документов, которые определяют функционирование операторов инвестиционных платформ.
Например, в Статье 4 закона были перечислены нововведения, которые вносятся в Федеральный закон от 2 августа 2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Их можно разделить на четыре группы:
- разъясняющие или вводящие однозначную трактовку в те или иные нормы и требования;
- уточняющие порядок функционирования утилитарного цифрового права;
- уточняющие работу номинального счёта;
- уточняющие полномочия Банка России в рамках осуществления контроля за деятельностью операторов инвестиционных платформ.
Также в рамках Статьи 2 закона были перечислены изменения Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые, в том числе распространяются и на операторов инвестиционных платформ.
Данные изменения можно разделить на две группы:
- увеличение размера показателей для определения операций, не подлежащих контролю;
- разъясняющие или уточняющие трактовка и ссылки в те или иные нормы.
Отдельно стоит отметить, что в рамках Федерального закона от 14 июля 2022 N 331-ФЗ вносятся изменения в деятельность операторов электронных платформ, операторов финансовых платформ, операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторов обмена цифровых финансовых активов.
Ассоциация операторов инвестиционных платформ и краудфинансовое сообщество позитивно рассматривают работу Банка России в направлении уточнения и постепенной либерализации деятельности операторов инвестиционных платформ, а также иных операторов платформ и систем.
Важным фактором является то, что Банк России ведёт данную работу в плотном взаимодействии с платформами, Ассоциацией операторов инвестиционных платформ, и другими заинтересованными ассоциациями и профильными объединениями.
Учитывая динамично преобразовывающийся финансовый рынок РФ и сложной ситуации, в которой находится вся экономика страны, все представители сообщества надеются на то, что Банк России и дальше продолжит вести работу по оптимизации и повышению рыночной ориентации текущей нормативной базы с целью повышения финансовой обеспеченности российских предпринимателей и организаций с сохранением защиты интересов инвесторов на высоком уровне.