Стр. 283 - 50x50

Упрощенная HTML-версия

Ян Арт
283
Сергей Чупринин:
«Время критики – бремя критиков»
В соавторстве со Станиславом Бочковым
Газета «Вечерняя Казань», апрель 1989 года
Известный литературовед и критик Сергей Иванович Чупринин – член
Союза писателей СССР и недавно организованного комитета «Апрель» («Пи-
сатели в поддержку перестройки»), лауреат премии СП СССР 1981 года, ав-
тор книг «Твой современник», «Чему стихи нас учат», «Крупным планом»,
«Прямая речь», «Критика – это критики», а также статей в «Литературной
газете», «Вопросах литературы», «Знамени», «Октябре» и других журналах.
– В семидесятые годы критику часто упрекали в отста‑
вании от прозы и поэзии. Сегодня говорят об обратном.
С чем это связано?
– Во времена хрущевской «оттепели» наиболее ярким
жанром литературы была поэзия: Твардовский, Смеляков,
молодые Вознесенский и Евтушенко. Потом выдвинулась
и лидировала проза. Что касается критики, то в эти годы она
действительно отставала. По многим причинам, но главная
в том, что в обстановке полугласности проза с ее художест-
венной пластичностью, «мифологизмом» могла позволить
себе больше, чем критика.
Критика – это переведение художественных образов в по-
нятийный ряд. Я часто сталкивался с этим: когда писал статьи
о некоторых – и как раз лучших! – книгах, прозаических или
поэтических, то замечал, что если перевести их содержание
на язык понятий, то это будет равносильно обвинению авто-
ра в антисоветизме – в том, конечно, смысле этого термина,
который тогда был принят.
Первые год-два перестройки лидеромбыла экономическая
публицистика: Селюнин, Шмелев, Нуйкин, Черниченко. Сей-
час, когда читаю статьи на экономические темы, возникает
ощущение, что все это мы уже прожили. На первый план мог-