Стр. 8 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

Глава 1. КРЕДИТНЫЙ БУМ В РОССИИ
8
статировали, что ежели объем невозвратов
достигнет 12–13%, то все – банковскому рынку
кирдык. Как в Корее, где личный дефолт 13%
заемщиков привел к финансовому коллапсу.
Страшно? Кому как; в России, сколь бы
ни твердили про какой-либо кирдык – Вась-
ка слушает да ест. Минувшей осенью портал
www.pro-credit.ru провел опрос банкиров.
15% из них согласились с мнением, что рост
невозвратов ведет к кризису. Остальные – по-
жали плечами. Причембольше половиныиз тех
финансистов, что отрицают вероятность кол-
лапса, вообще заявили, что возможный“кризис невозвратов”– миф, раздутый прессой.
Но вот последние “сводки с фронтов”. Объем невозвратов в последний год рос в
два раза быстрее, чем объем выдачи кредитов. В той же «большой тридцатке» банков
в начале прошлого года просроченные долги физлиц составляли чуть более 10 млрд.
рублей, к началу нынешнего – уже свыше 32 млрд.
Это – официальная статистика, то есть верхушка айсберга. Поскольку долги – как
проститутки – в нашей стыдливой стране точному учету не поддаются. По словам Рус-
тама Баташева, аналитика компании “Атон-Брокер”, “данные ЦБ основываются на ин-
формации банков, которые приукрашивают действительность, реальная же картина по
долгам намного хуже”. А возможностей приукрашивания действительности – море.
Банкиры этого не отрицают. В декабре заместитель председателя правления Аль-
фа-банка Сергей Бакумов откровенно заявил журналистам, что истинный объем про-
блемной задолженности в любом банке –“тайна за семью печатями”, кредитные органи-
зации “сознательно занижают эти данные”.
Большинство банков стараются выглядеть “прилично”, указывая в отчетах от 2%
до 6% невозвратов, лишь Home Сredit & Finanсe Bank официально “признался” в 22%
проблемных долгов. Между тем аналитики оценивают ситуацию иначе. Например, в
агентстве “РусРейтинг” считают, что реальный объем невозвратов в том же “Хоуме” со-
ставляет 30% от общего объема выданных кредитов, а в “Русском стандарте” – 10% (сам
банк назвал цифру в 8,2%). “РусРейтинг”, кстати, в минувшем году понизил рейтинг “Рус-
ского стандарта” именно из-за объемов просрочки. Невозвраты в “Ренессанс Капитале”
Михаил Матовников, директор “Интерфакс-ЦЭА”, оценил в 10,3% от размера портфеля.
От резких оценок банкиры энергично отбивались. Весь 2006 год Гарегин Тосунян,
президент Ассоциации российских банков, исполнял на “бис” коронный номер: мол,
в число просроченных долгов попадают платежи, задержанные даже на один день, и
потому незачем делать из мухи слона. Однако реальные цифры опровергают это. Так,
недавно президент Национального бюро кредитных историй Александр Клычков со-
общил, что по 12% из зафиксированных в его бюро кредитов просрочка превысила бо-
лее месяца, еще по 9% – превысила три месяца (при таком сроке долг считается уже
безнадежным), а по каждому сотому кредиту заемщики вообще не внесли ни одного
платежа.
Наблюдатели полагают, что реальный объем просрочки по беззалоговым видам
кредитов (ссуды с залогом население гасит более исправно) составляет 20–30%. Если
учесть, что банки уже одолжили населению около 2 трлн. рублей, четверть которых ни-
По данным исследования агентства
BSMC (2006 год) 88,3% банкиров счи-
тают, что интернет является одним из
наиболее эффективных инструментов
продвижения кредитных продуктов.
Первые три места в рейтинге этих
инструментов распределились так: 1-е
место – реклама, 2-е место – интернет,
3-е место – предложение кредитных
продуктов непосредственно в торгую-
щих организациях.