Стр. 101 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

101
МУКИ НАДЗОРНЫЕ
Тема “смотрящего” на отечественном банковском рынке ныне из числа самых
горячих: надзор в России больше чем надзор. И многие наблюдатели констатируют,
что слишком часто он становится виновником торможения развития банковского
бизнеса.
С тех пор как кредитный бум развернул российских финансистов в сторону роз-
ницы, банковские топ-менеджеры падки до публичности. Лишь одна тема вызывает у
большинства ньюсмейкеров стыдливость – банковский надзор. О нем участники рын-
ка говорят, как о покойнике, – ничего либо хорошо. Что-то вроде “Спасибо товарищу
Сталину за наше счастливое детство!” Или просят выключить диктофон и отложить
перо…
Высоко сижу, далеко гляжу
“Я не могу говорить на эту тему. Где вы видели в России бухгалтерию, к которой
нельзя придраться? Я сегодня что-то скажу, а завтра меня спросят…”, – так высказался
один из банкиров, выставляя за порог обозревателя “Профиля”. Такая позиция репре-
зентативна для банковского сообщества: никто не хочет, чтобы к нему обратилось не-
дреманное и недобро прищуренное око Центробанка.
“Отсутствие четких регламентаций надзора несет в себе риски почти для любой
кредитной организации – можно легко попасть в списки неблагонадежных”, – говорит
Юрий Голаев, руководитель службы внутреннего контроля Юниаструмбанка. По его
словам, в последние годы банкиры ощущают усиление внимания со стороны ЦБ. Это
стало результатом целого ряда веяний последних лет, таких как отбор банков в систему
страхования вкладов, борьба с отмыванием нелегальных доходов и пр. Все это дало ЦБ
новые инструменты власти. А существующее законодательство обеспечивает ему почти
полную самодостаточность в их использовании.
В соответствии с законом“О Банке России”Центробанк самостоятельно устанавли-
вает правила работы на банковском рынке – в формате своих нормативных актов. В от-
личие от документов министерств и ведомств некоторые акты ЦБ (например, регламен-
тирующие резервы, нормативы деятельности и отчетность коммерческих банков) даже
не подлежат обязательной госрегистрации. На практике это означает, что соответствие
подобных решений закону остается на совести того, кто эти решения принимает: ЦБ сам
себе судья. А вот правила поведения самого ЦБ без его участия поменять трудно: закон
предписывает любой законопроект или акт других органов власти в случаях, если он
затрагивает функции ЦБ, направлять на заключение в Центробанк.
Критики подобного “монстра без страха и упрека” полагают, что такая система
взаимоотношений ЦБ и прочего мира, мягко говоря, неадекватна. Гарегин Тосунян,
президент Ассоциации российских банков (АРБ), даже докторскую диссертацию пос-
вятил проблеме несовместимости ряда функций в рамках одной структуры. “Нельзя
быть одновременно органом и лицензирующим, и регулирующим, и эмитирующим
Муки надзорные