Стр. 102 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

102
Глава 2. БАНКИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ
денежные средства, и осуществляющим участие в торгах на открытом рынке, и кон-
тролирующим эти торги, – считает Тосунян. – В ряде функций уже заложен конфликт
интересов”.
И шеф АРБ, и его коллега Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональ-
ных банков “Россия” (АРБР) и заместитель председателя банковского комитета Госдумы,
высказали авторам одну и ту же мысль: существующая система банковского надзора
в России привела к тому, что его целью стало не развитие, а стабильность системы. А
стабильность по-русски имеет еще одно имя – застой.
По мнению Гарегина Тосуняна, яро лоббирующего идею “банкизации страны”,
предпочтение стагнации перед развитием вообще характерно для нынешней рос-
сийской финансовой политики. “Схожая ситуация наблюдается на фондовом рынке, –
говорит глава АРБ. – Есть “голубые фишки” – это источник роста экономики, источник
развития внутреннего финансового рынка. Однако разве мы поддерживаем их, на-
пример, Стабфондом? Отнюдь. Мы предпочитаем замораживать Стабфонд и вынуж-
даем наши “голубые фишки” кредитоваться на внешнем рынке. Они оставляют там
маржу в несколько процентов. Это нам надо? Мы излагали эту мысль президенту на
президиуме Госсовета 14 ноября прошлого года. Надо сказать, что она была подде-
ржана, несмотря на полемику с министром финансов. Такой же подход хотелось бы
видеть и на кредитном рынке. И прописать среди задач банковского надзора в России
не только стабильность банковской системы, но и ее развитие. Пока же ЦБ по инер-
ции “заточен” под иные задачи”.
Такую позицию разделяют не все участники рынка, однако авторам не удалось
найти ни одного, кто был бы полностью доволен ЦБ. “Не думаю, что можно говорить
о злом умысле Центробанка, но объективно эффект от практических действий ряда
чиновников в сфере надзора нередко именно таков, – заметил по поводу надзорного
“застоя”Дмитрий Афонин, шеф банковского департамента компании “ИМА-консалтинг”.
– Эти проблемы, помимо негативного влияния на конкретные жертвы некачественного
надзора, приводят к недовольству и разочарованности банковского сообщества, к ан-
типатии некоторых участников рынка в отношении регулятора”.
На что жалуемся?
Претензии банкиров к регулятору предельно конкретны.
Сегодня 160 нормативных актов ЦБ регламентируют любой шаг банков практичес-
ки в каждой сфере – от резервирования капиталов до рекламы. Многие из них пред-
ставляют собой многостраничные брошюры, детально расписывающие алгоритмы
банковских операций. Как заметил один из менеджеров на форуме профессионального
портала Bankir.ru, подобное “рассчитано не на профессиональных банкиров, а на идио-
тов, не имеющих никакого понятия о банковском деле”. К тому же правила исполнения
тех или иных инструкций часто меняются, иногда – ежеквартально.
Каждый российский банк сейчас готовит порядка 80 форм отчетности. По мнению
Анатолия Аксакова, львиная доля усилий банковских клерков уходит на составление
бесконечнойотчетности.“Ее нужноиможномаксимально упростить, – уверенАксаков. –
Устоявшееся мнение: чем больше отчетности, тем лучше контроль. На самом деле ко-
личество тут не переходит в качество”. Подобное испытал на себе Росфинмониторинг,