Стр. 106 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

106
Глава 2. БАНКИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ
результатам, и “пригрозил” рисками распада банковской системы и нового всплеска
криминала в этой сфере. Он намекнул, что идею “отрезать” надзор от центробанковс-
кого пирога лоббируют именно банки-”прачечные”, соответственно, сторонники этой
идеи могут быть легко заподозрены в пособничестве “теневикам”, структурам, финан-
сирующим терроризм, и пр.
Это – в активе ЦБ. В пассиве – созданная правительством и парламентом рабочая
группа разворачивает работу. Пока ситуацию можно считать“подвешенной”: до сих пор
не ясно, кто, с какой силой и в какую сторону сумеет качнуть чашу весов.
Дневной надзор
Реальный расклад сегодня выглядит так: ряды критиков Центробанка существенно
зашатались. Френкель, понятно, изначально не в счет: “твой дом – тюрьма”. Олег Вьюгин,
который в последнее время был знаменем сторонников создания мегарегулятора рос-
сийского финансового рынка, оставил кресло руководителя Федеральной службы по
финансовым рынкам (ФСФР) и ушел в частный бизнес. Его преемник Миловидов, заявив
о продолжении дела своего предшественника, на тему мегарегулятора не распростра-
няется. И даже прокуратура, поддержавшая желающих “распилить”Центробанк, минув-
шей весной сама оказалась под угрозой разделения.
Что касается Владислава Резника, то ныне в думских коридорах поговаривают, что
отношение Кремля к нему стало более прохладным и после выборов кресло главы бан-
ковского комитета Думы может занять кто-то другой.
На приснопамятных парламентских слушаниях в феврале Сергей Игнатьев, под-
нявшийся на трибуну вслед за Резником, несколько обиженно заметил: “А вы вот мне
обещали свои тезисы предоставить еще до заседания. К сожалению, не предоставили,
поэтому не смогу ответить на все поставленные вами вопросы. Ничего страшного, по-
том ответим более тщательно…”
ЦБ между тем контратакует. В его недрах готовится пакет поправок в законы “О
банках и банковской деятельности” и “О Банке России”. Эти поправки не только не кор-
ректируют обязанности ЦБ в сфере надзора, но, напротив, расширяют его права. Вплоть
до того, что Банк России может получить право проверки не только банков, но и их кли-
ентов, а также установит новые форматы отчетов для сложившихся на рынке банковс-
ких групп. В этом случае под юрисдикцию ЦБ попадут как кредитные организации, так
и связанные с ними небанковские бизнесы. Несложно предположить, что этот проект
будет подан под тем же соусом борьбы с отмыванием незаконных доходов.
Что же касается идеи отделения надзора от ЦБ, то против нее уже высказались шеф
Агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов и министр финансов России
Алексей Кудрин. Заместитель Резника в банковском комитете Павел Медведев также
заверяет, что в сложившейся практике нет ничего, вызывающего серьезное возмуще-
ние банкиров, и полагает, что, “пока полностью не оформилась система регулирования
на каждом отдельном финансовом рынке, создание мегарегулятора неэффективно”.
Крепости позиции ЦБ в немалой степени способствует и известная осторожность
банкиров: несмотря на критику ведомства Игнатьева, большинство из них (по данным
опроса АРБР – 75%) пока не сторонники выведения надзора из-под юрисдикции Цен-
тробанка. Очевидно, здесь срабатывает принцип “старый надзиратель лучше новых