Стр. 111 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

111
БОГАТЫЕ ТОЖЕ КЛЯНЧУТ
VIP-кредитование в России набирает обороты – бизнесмены готовы брать у банков
сотни тысяч долларов на покупку картин и яхт.
Бывшего сокурсника одного из авторов этих строк, успешно подвизающегося на
ниве рекламного бизнеса, отличает от Виктора Вексельберга многое – от марки авто-
мобиля (если, конечно, олигарх не ездит на Huindai Sonata) до размеров состояния.
Объединяет одно: любовь к яйцам. Но если Вексельберг купил яйца Фаберже, то сокур-
снику, у которого карманных денег поменьше, пришла на помощь служба одного из из-
вестных банков, организовав ему специальный кредит под залог самого приобретения.
То есть яиц.
Миллион в хорошие руки
Займы на эксклюзивные автомобили, яхты, произведения искусства и недвижи-
мость – основные направления кредитования VIP-заемщиков, предлагаемые в России.
Известно, например, что специальные программы для покупки яхт, элитных автомоби-
лей и ювелирных изделий имеют Связь-банк, Петрокоммерцбанк, Росбанк, Банк проек-
тного финансирования (БПФ). Последний может помочь обзавестись собственным вер-
толетом, но это направление тормозится в том числе из-за проблем со страхованием.
В свою очередь Банк Москвы, “Новый символ”, Импэксбанк и Газпромбанк кредитуют
приобретение предметов искусства.
В 2006 году несколько российских банков объявили о специальных программах
займов для богатых – суммы здесь начинаются с $200 тыс. Но пока основное отличие
VIP-кредитования от “обычного” заключается в размере ссуды. Как и при кредитах для
массовки, от 30% до 50% стоимости предметов роскоши VIP-клиент оплачивает сам. На
остальную сумму он должен предоставить залог в виде приобретаемого имущества, а
возможно, и дополнительных ликвидных активов вроде особняка или поручительства
“близкой” компании. То есть, как шутят на Западе, для того, чтобы получить большой
кредит, нужно доказать, что ты в нем не нуждаешься в силу масштабов своего состоя-
ния.
Но в ответ банк готов предложить крупные суммы и, возможно, индивидуальный
подход – ставки и сроки кредита определяются в процессе переговоров. Востребо-
ванность в подобных ссудах налицо: дилеры автомобильных и судостроительных
компаний констатируют, что не менее 10% дорогих яхт и автомобилей состоятельные
клиенты приобретают в кредит, и эта доля в последнее время растет. “Разумеется, VIP
могут найти средства на дорогие товары, однако изъятие таких сумм из оборота своего
бизнеса зачастую не всегда целесообразно и может обойтись намного дороже, чем вы-
платы по кредиту”, – говорит Артем Оболенский, заместитель председателя правления
СМП-банка.
Хансабанк пошел иным путем, решив не ограничивать VIP-заемщиков целевым
назначением кредита. Новый продукт банка под названием “Красивая жизнь” подразу-