Стр. 120 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

120
Глава 3. БОГАТЫЕ ТОЖЕ КЛЯНЧУТ
вице-президент Газпромбанка. – К примеру, на Западе есть определенная форма пред-
ставления нового участника торгов, которая заключается в том, что банки представля-
ют некие письма о достаточности средств клиента на приобретение той или иной вещи”.
Кроме того, в пакет услуг пользователя прелестями арт-банкинга, помимо собственно
перевода денег, входят участие в торгах от имени клиента и возможность привлечения
финансирования под залог произведения искусства. При необходимости такую услу-
гу счастливому обладателю шедевра могут предложить в банке “Новый символ”, Банке
Москвы, Импэксбанке и Газпромбанке. Но о поточности продукта речи не идет – слиш-
ком уж сложна оценка залога. «Кредитование сопровождается обязательными услу-
гами по экспертизе подлинности предмета, его оценке, страхованию и надлежащему
хранению в специальном хранилище банка в течение срока кредита», – объясняет Зоя
Смирнова, начальник операционного управления банка “Новый символ” . Да и вообще,
по словам специалистов, российские банки могут совершать лишь некоторые финан-
совые операции, связанные с произведениями искусства в рамках «индивидуальных»
клиентских программ – ввиду эксклюзивной потребности. “Сопровождение крупных
сделок требует усилий многих специалистов банка: оцениваются эффективность вло-
жения и юридическая чистота объекта инвестирования, определяется оптимальный ва-
риант финансирования сделки, просчитываются налоговые последствия”, – добавляет
Алексей Чаленко, главный исполнительный директор корпорации “УралСиб”.
Однако в стремлении удовлетворить любой каприз состоятельного гражданина
банки готовы на многое. Если гражданину негде, скажем, хранить полотно Пикассо, при-
обретенное за сотню миллионов долларов, банк “Новый символ” готов предложить спе-
циальное помещение с поддержкой температурно-влажностного режима и минималь-
ным движением воздуха. Плата за хранение предмета обожания в такой “барокамере”
составляет от $4 до $7 за 1 кв. м площади хранения в день, в зависимости от срока. В Газ-
промбанке по запросу клиента могут зарегистрировать фонд, траст или же проконсуль-
тировать на предмет наследования коллекций, а в “УралСибе” предложат застраховать
предмет искусства в собственной страховой компании (тариф составит 0,7%, с учетом
оценки стоимости произведения искусства лицензированным экспертом).
В то же время, по признанию представителей кредитных организаций, арт-бан-
кинг пока не приносит банкам солидных дивидендов. Даже несмотря на то, что буду-
щий владелец произведения искусства сталкивается со множеством проблем, решение
которых влетает в копеечку. Но российские банки оказывают посреднические услуги
по организации экспертизы, оценке, страхованию или транспортировке предметов
коллекций бесплатно, зарабатывая тем самым лояльность клиентов. Правда, о желании
ввести тарифы на небанковские услуги говорят практически все опрошенные банкиры.
Так что в скором времени помощь в организации экспертизы предмета обожания мо-
жет обойтись его обладателю в 0,2–0,3% от стоимости произведения искусства, а транс-
портировка – примерно в 0,5%. Сейчас деньги за транспортировку предмета искусства
и организацию его экспертизы взимает только банк “Новый символ”.
Парадоксы искусства
Один из главных парадоксов российского рынка – несоответствие числа предме-
тов, уходящих с молотка на русских торгах, количеству кредитных организаций, пре-