Стр. 121 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

121
доставляющих услугу арт-банкинга. Парадокс второй: даже при полном отсутствии
конкуренции в этом сегменте ни одна российская кредитная организация не может
похвастаться обилием клиентов. Игроки рынка предполагают, что невысокий спрос на
арт-банкинг в свое время заставил Росбанк исключить эту услугу из своего арсенала.
Правда, об истинных причинах решения в кредитной организации предпочитают не
распространяться.
По мнению Георгия Пискова, председателя совета директоров Юниаструмбанка,
отсутствие ажиотажа объясняется еще и тем, что коллекции предметов искусства, об-
ладающие большой ценностью, традиционно хранят в странах с наиболее благопри-
ятным политическим, юридическим и налоговым климатом. А в нашей стране климат
традиционно суровый. “Человек не должен задаваться вопросом: а не отберут ли у него
завтра эту коллекцию?” – считает Писков.
Примерно по тем же причинам большая часть тех, кто готов потратить на укра-
шение собственной гостиной несколько десятков миллионов долларов, предпочита-
ет покупать «вечные ценности» через западные финансовые институты. “Не факт, что
российским банкам имеет смысл убеждать воспользоваться собственными услугами, к
примеру, Романа Абрамовича, – успокаивает российских банкиров Дмитрий Лепетиков,
исполнительный директор Центра развития. – Поэтому кредитные организации долж-
ны не переманивать клиентов у западных банков, а формировать круг собственных”.
Правда, этому увлекательному процессу мешают несколько законодательных проблем.
Первая из них – жесткое регулирование вывоза произведений искусства (они имеют
обыкновение не только ввозиться, но и вывозиться). Как известно, антиквариат, создан-
ный более полувека назад, можно вывезти из страны только с разрешения Министерс-
тва культуры. Вторая проблема – отсутствие законодательства, регулирующего деятель-
ность трастов. Эти структуры в основном используются для защиты сформированных
коллекций от возможного раздела из-за конфликта между наследниками коллекционе-
ра или посягательств сторонних лиц. А пока в нашем законодательстве понятие “траст”
отсутствует, услугу по их созданию российские банки вынуждены предоставлять через
своих зарубежных партнеров.
Но отечественные банкиры не отчаиваются, рассчитывая на расширение клиент-
ской базы за счет регионов, в которых деньги тоже водятся, хотя большинство специ-
алистов сходится в том, что массовость этой услуге, конечно, не грозит, несмотря на
стремительное расширение всевозможных списков отечественных толстосумов. По
мнению главы рейтингового агентства “РусРейтинг” Ричарда Хейнсворта, популярность
арт-банкинга в дальнейшем будет зависеть от развития в нашей стране услуги private
banking. Не последнюю роль сыграет и снижение доходности по другим инвестицион-
ным инструментам. По словам международного консультанта по инвестициям в искус-
ство Аны Маричевич, когда вложения в московскую недвижимость приносят до 20%
в год, рассказывать людям о том, что “старые голландцы” приносят 5%, действительно
смешно.
Искусные банкиры