Стр. 127 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

127
В ближайшие год-два банк сохранит 100-процентное участие государства, но в бу-
дущем не исключается поэтапный выход государства из капитала этой организации.
“Пока же ни о какой приватизации речи не идет. Какой в этом смысл, когда банк так
растет, растет его стоимость? Зачем его сейчас приватизировать? Сегодня у нас в упадке
аграрный сектор, и его надо поднимать. Если банк приватизировать сейчас, частные
собственники вряд ли будут решать эту задачу”, – добавил Трушин.
Интересы у всех разные
Если дальнейшие задачи по реформированию государственных банков хотя бы
частично решены, то судьба межгосударственных банков остается туманной. Эти кре-
дитные учреждения создавались для развития внешнеэкономических связей между
СССР и дружественными ему странами. Так, Международный банк экономического со-
трудничества (МБЭС) был создан в 1963 году решениями правительств Болгарии, Вен-
грии, Вьетнама, ГДР, Кубы, Монголии, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии и должен
был обслуживать расчеты в переводных рублях и конвертируемой валюте между стра-
нами, их предприятиями и банками.
Для осуществления инвестиционных проектов в 1970 году этими же странами был
создан и Международный инвестиционный банк (МИБ). Оба банка успешно функцио-
нировали до начала 90-х. Сотрудники МИБа с ностальгией вспоминают такие крупные
проекты, как строительство газопровода “Дружба” в Европу и самарского ВАЗа, профи-
нансированные банком. Однако после развала СССР и политической платформы Сове-
та экономической взаимопомощи (СЭВ) экономика и политика этих стран кардинально
изменились. В ряде стран–участниц этих банков появились коммерческие кредитные
организации, которые взяли на себя функции по проведению расчетов между компани-
ями. Межгосударственные банки оказались не у дел.
“С начала 1990 до 2002 года МИБ находился в законсервированном состоянии, –
рассказал Владимир Сливинцев, советник президента МИБа. – В последние годы кре-
дитная деятельность банка велась в обычном русле, выдавались кредиты, но на незна-
чительные суммы, от $5–10 млн. В крупных проектах банк не участвовал”.
“Кредиты, выдававшиеся МИБом, были скорее кредитами “взаимопомощи”, чем
окупаемыми инвестициями. Очень многие из них не возвращались. Из-за этого какое-
то время МИБ даже находился на грани банкротства, – говорит Андрей Черепанов,
экс-руководитель департамента внешнего долга Минфина. – В отличие от развитых ев-
ропейских стран, общество стран бывшего соцлагеря не привыкло жестко контроли-
ровать своих чиновников. Чиновники, в свою очередь, не привыкли контролировать
менеджмент банков. Именно поэтому менеджмент этих банков зачастую распоряжался
выделяемыми деньгами по своему усмотрению, превращая межгосударственные банки
в обычный инструмент проедания бюджета”.
Дабы реанимировать работу забытых всеми институтов, осенью прошлого года
на заседании совместного совета МИБа и МБЭСа российская сторона выступила с ини-
циативой объединить их, создав некий международный банк развития. Причем стра-
ны-участницы вроде бы поддержали идею, российские власти начали готовить план
объединения... Но весной 2006 года на очередном совместном заседании иностранные
коллеги отклонили идею, перенеся обсуждение вопроса до ноября.
Банки особого назначения