Стр. 128 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

128
Глава 3. БОГАТЫЕ ТОЖЕ КЛЯНЧУТ
“Объединить банки не так просто. Нужно, чтобы интересы каждой страны не были
ущемлены, – говорит Борис Акинин, помощник президента МБЭСа. – У банков разный
бизнес, они владеют разными по стоимости зданиями, у каждого есть неурегулирован-
ная задолженность по отдельным странам. Это вопрос долгих переговоров”.
Предстоящее осеннее заседание, скорее всего, будет жарким. В докладе Минфина
“О системе государственных банков” текущая деятельность банков оценивается, мяг-
ко говоря, не слишком позитивно. “Основными видами деятельности МБЭСа и МИБа
является кредитование проектов среднего бизнеса, а также предоставление в аренду
занимаемых площадей. Банки не играют существенной экономической роли и не обес-
печивают реализацию экономических и политических интересов РФ”.
В документе вновь предлагается объединить банки, а если другие страны-участни-
цы не согласятся на это, рассмотреть вопрос о выходе России из капитала банков. Пока
наша страна занимает в них львиную долю: в капитале МБЭСа – 47%, МИБа – 45%.
Не поделили $1 млрд.
После развала Союза постсоветской России нужен был банк, который бы обслу-
живал ее новые взаимоотношения с бывшими братскими республиками. Для этого
в 1993 году центральными банками стран СНГ – Армении, Белоруссии, Казахстана,
Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины и России –
был учрежден Межгосударственный банк (МГБ). Создавался он для организации и
осуществления многосторонних межгосударственных расчетов между центральными
банками по торговым и иным операциям, координации денежно-кредитной политики
государств.
Позднее в связи с изменением экономической политики в странах–участницах
банка цели и задачи межгосударственной финансовой организации решили пересмот-
реть. В 2003 году по решению совета глав представительств банка была одобрена кон-
цепция его реорганизации, а также принято решение об увеличении уставного капита-
ла до 1 млрд. евро (на 1 января 2006 года уставный капитал составлял порядка 20 млн.
рублей). Однако осуществить задуманное не удалось, несмотря на то, что в российском
бюджете деньги на эти цели уже были выделены. По мнению некоторых экспертов, ми-
нистр финансов России Алексей Кудрин планировал для контроля за распределением
этих средств поставить на руководящий пост в банк своего человека. Но у него не по-
лучилось. Да и капитализировать банк, чьим акционером являются страны, ведущие в
последнее время не слишком дружественную политику по отношению к России, было
не с руки. Итог печален.
“Сейчас МГБ функционирует лишь наполовину. Мы продолжаем работать, прово-
дим расчеты. В меру своих возможностей осуществляем некоторые проекты в Армении
и России в области энергетики. Но не более”, – сообщили в МГБ.
Выделенным же деньгам все же нашли применение. В январе текущего года прези-
денты России и Казахстана договорились учредить Евразийский банк развития (ЕАБР)
с уставным капиталом $1,5 млрд.: $1 млрд. внесет Россия, $500 млн. – Казахстан. Руко-
водство обеих стран решило, что банк будет инвестировать средства в совместные рос-
сийско-казахстанские проекты в области промышленности, энергетики, транспорта,
инфраструктурные проекты. Весной договор ратифицировали парламенты России и