Стр. 137 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

137
ДЖОКЕР ДЛЯ БИЗНЕСА
В конце 90-х шли переговоры о приобретении израильской компанией Bezek ак-
ций российского оператора сотовой связи в одном из поволжских регионов – компании
“Т”. Стороны не сходились в оценке активов. Стало известно, что израильтяне намерены
изучить контрагента неформальными методами. Срочно была запущена кампания по
созданию “приманки” для покупателей. Сотрудникам выдали премии, в прессе пошли
статьи об успехах компании “Т”, задним числом были сделаны документы, свидетельс-
твующие о параллельных переговорах с третьей стороной. В итоге израильтяне получи-
ли позитивную“картинку”. Сделка, правда, не состоялась, но уже по иным причинам.
У вас продается славянский шкаф?
Еще недавно экзотические для нас понятия “финансовая разведка” и “финансовая
контрразведка” становятся привычной частью конкурентной борьбы. Финразведка в
России, подобно многим видам бизнеса, прошла путь от «подполья» до вполне леги-
тимного вида деятельности и в качестве части конкурентной разведки признана естес-
твенным бизнес-инструментом.
Цели финразведки понятны: обеспечить получение актуальной информации о фи-
нансовых возможностях и планах конкурентов или контрагентов. А уже в зависимости
от того, о каком рынке идет речь, объектом разведки может стать все что угодно, от
цены закупки ручек для шкафов в соседнем мебельном салоне до перспектив переста-
новок в коридорах власти.
Впрочем, мэтры этого жанра как раз считают правильным выяснять цену ручек.
Экономисты Кристофер Ботан и Майкл Инглиш, специализирующиеся на методах кон-
курентной борьбы, констатируют: “Ставить перед финансовой разведкой слишком
большие и общие цели все равно что пытаться вскипятить океан”.
Развитие финансовой разведки в России шло стихийно. В конечном счете в боль-
шинстве крупных корпораций ее структуры сложились на стыке служб безопасности и
аналитических отделов: первые добывают закрытую часть необходимой информации,
вторые изучают открытые источники и интерпретируют сведения, выдавая на гора сце-
нарии вероятных действий конкурентов или анализ перспектив деловых партнеров.
Сегодня подобные «справки» уже не экзотика, а норма. “Я не принимаю решения о пар-
тнерских программах с каким-либо банком, предварительно не получив справки о том,
с какими деньгами работает этот банк и кто его неофициально патронирует”, – сообщил
нам шеф одной из крупнейших страховых компаний страны.
Мы за ценой не постоим
Спрос рождает адекватное предложение: сегодня на рынке есть целая группа
фирм, предлагающих полный или частичный набор классических услуг финразведки.
Джокер для бизнеса