Стр. 154 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

154
Глава 4. КАК СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ
ЛИЗИНГ ПОШЕЛ В НАРОД
Воспользовавшись прошлогодним финансовым кризисом, лизинговые компании
сумели грамотно предложить альтернативу банковскому кредиту и нарастить портфе-
ли. Впрочем, революции не свершилось – рынок лизинга по-прежнему мало насыщен, а
бурный рост ему грозит только через два-три года.
Плюсы лизинга
Ликвидация экономической безграмотности проходит на российских просторах
вполне успешно: понятие “лизинг” уже давно не вызывает улыбки на устах собеседни-
ков, прочно занимая место в лексиконе не только финансистов, но и производственни-
ков. Что, в общем-то, понятно: в стране, где около 80% всего оборудования изношено и
физически и морально, лизинг может стать единственным шансом для переоснащения
и расширения производства.
По данным Российской ассоциации лизинговых компаний – “Рослизинга”, отечест-
венный рынок лизинга ежегодно прирастает на 30–40%. Предварительно портфель за
прошлый год составил $5 млрд. Число игроков в этом секторе увеличилось с 200 до 250.
Сама схема лизинга, именуемого также финансовой арендой, выглядит следую-
щим образом: клиент обращается к компании-лизингодателю, которая на собственные
средства покупает необходимое оборудование у поставщика, а затем передает его
предприятию в пользование. Приобретенное имущество является собственностью ли-
зинговой компании до тех пор, пока получатель не выплатит весь долг вместе с процен-
тами. Попутно лизингодатели могут оказать такие услуги, как поиск и подбор произво-
дителя и поставщика оборудования, помощь в транспортировке и т.д.
Посредством лизинга можно получить финансирование для покупки любого иму-
щества – от автомобиля до производственного цеха. Однако как инвестиционный инс-
трумент лизинг еще недостаточно популярен. Свидетельство тому – статистические
данные: в России лизинг занимает 6% от всего объема инвестиций в основные фонды,
в то время как в развитых странах этот показатель составляет 30–40%. По данным рей-
тингового агентства “Эксперт РА”, у нас доля лизинга в ВВП – 0,9%, на Западе – 2–5%.
То, что этот рынок пребывает в зачаточном состоянии, признают и сами игроки.
“Усиление конкуренции наблюдается только в секторе работы с российскими компани-
ями, оборот которых достигает $50 млн. в год”, – говорит и.о. генерального директора
“Ситилизинга” Дмитрий Иванов. Из-за слабой конкуренции часть игроков предпочи-
тают не соперничать, а, наоборот, взаимодействовать друг с другом. Операторы, спе-
циализирующиеся на обслуживании крупных компаний, направляют “неформатных”
клиентов, сумма сделок с которыми им неинтересна, в те структуры, что готовы с ними
работать. Таким образом, сформировались своего рода пулы компаний, переуступаю-
щие друг другу потребителей – в том числе и за комиссию, если часть работ по данному
заказу выполняет компания, передающая клиента. По словам Александра Кожевнико-
ва, генерального директора “Авангард-лизинга”, такая форма доверительных отноше-
ний на руку всем – рынок достаточно узок, компании друг друга хорошо знают.