Стр. 184 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

184
Глава 5. ПОТРОШИТЕЛИ КРЕДИТОВ
И наоборот: практика показывает, что небогатые люди часто бывают более дис-
циплинированными заемщиками, чем состоятельные, поскольку их личные качества и
представления об ответственности являются более надежным гарантом безупречного
погашения платежей, нежели высокие доходы.
Конечно, банки вряд ли когда-либо начнут использовать детекторы лжи: кто за-
хочет подключаться к датчикам и проходить стресс-тестирование, дабы получить де-
ньги в кредит? Но, по словам сотрудников ІТ-компании New Net, некоторые российс-
кие банки уже озаботились мыслью о необходимости дополнить системы формальной
анкетной оценки потенциальных заемщиков некими “психологическими элементами”,
позволяющими определить не столько финансовые возможности, сколько степень
благонадежности и социальной ответственности клиента. Однако, как говорят в New
Net, пока массового заказа на разработку подобных систем нет. По поручению одного
из российских банков New Net совместно со специалистами Всероссийской государс-
твенной налоговой академии готовит банковскую анкету, построенную на применении
классических технологий психологического тестирования. Основная идея заключается
в том, чтобы дополнить традиционную анкету, позволяющую определить кредитоспо-
собность клиента, анкетой психологической, которая нацелена на выявление степени
его благонадежности. Вопросы, которые задают заемщику, дают возможность оценить
его правдивость, рационализм в принятии решений, склонность к авантюрам и умение
планировать свои действия.
Судя по всему, банки созрели для того, чтобы повернуться лицом к психологии.
Проблема лишь в том, кто из них первым рискнет спросить своих клиентов: “Всегда ли
вы говорите правду?”
Проверка на дорогах
Технологические продукты, аналогичные системе “Кредитор”, уже используются.
Например, в Бразилии и Израиле через анализаторы голоса проходят заключенные и
посетители некоторых тюрем, дабы исключить возможность пронести в узилище нар-
котики и иные запрещенные предметы. В Венгрии схожая система стоит на таможне, в
Ботсване – на алмазных копях, в Британии – при определении фальшивых страховых
случаев.
Компания Nemesysko вывела на рынок еще две версии анализатора голоса. Одна
из них, “Кадровик”, используется при собеседовании рекрутинговыми службами, в том
числе и в России. Другая, Gate Keeper, проходит обкатку в аэропортах Юго-Восточной
Азии.
Недавно испытания Gate Keeper за вершились в аэропорту “Домодедово”. По сло-
вам Владимира Корнилова, директора по информационным технологиям группы “Ист
Лайн”, система тестировалась три месяца, через нее прошли несколько тысяч пассажи-
ров. Тест первого уровня занимает 40 секунд и включает 4–6 вопросов. Второй уровень
включается, если на первом возникли какие-либо подозрения, и занимает около 2–3
минут. Если Gate Keeper бьет тревогу, это дает основания для более детального осмотра
багажа и личных вещей пассажиров. “Gate Keeper доказал достаточно высокую эффек-
тивность, на уровне 90–92%”, – заявил Валерий Харсеко, руководитель испытаний со
стороны компании “Ист Лайн”. По его словам, система часто демонстрировала верный