Стр. 205 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

205
При этом договориться с банком в случае задержки платежа практически невоз-
можно. Проверено на себе. Минувшим летом я допустил просрочку по нескольким кре-
дитам, взятым в российских банках. Что должен делать в таком случае идеальный кли-
ент? Позвонить в банки, сообщить, что ближайший платеж внесен не будет, извиниться
за просрочку и попросить тайм-аут.
Собственно, и сами банки об этом говорят: типичные формулировки кредитного
договора гласят, что “клиент обязан информировать банк обо всех изменениях, сущест-
венных для полного и своевременного исполнения обязательств по договору”.
Но когда я решил “проинформировать”. Реакции клерков ограничивались диапа-
зоном от “это ваши проблемы, вы должны платить в срок” до “мы не можем пойти вам
навстречу”.
Кредитная война
Как только клиент допустил просрочку, банк сразу начинает его прессинговать,
практически не пытаясь найти какой-то компромисс и помочь выбраться из затрудни-
тельной ситуации. В ход идут разные методы – от беспрестанных звонков, которые, по
задумке коллекторских стратегов, в конечном счете должны вызвать у клиента легкое
заикание, нервный тик и желание как можно скорее вернуть деньги, до наездов на
тему: “Мы подаем на вас в суд и будем требовать досрочного погашения кредита”. “По
большому счету в отечественных кредитных службах пока все поставлено так, чтобы
выработать у неаккуратного клиента психологию провинившегося, – соглашается шеф
кредитного департамента одного из российских банков. – А с другой стороны, какие
могут быть варианты? Банки не могут позволить себе прощать долги. В конце концов
мы инструмент зарабатывания прибыли, а не благотворительная организация”.
Странно, что черные списки едины для всех. И для кредитного мошенника, исчез-
нувшего в неизвестном направлении сразу после получения ссуды, и для клиента, кото-
рый, например, заболел. Один знакомый на днях рассказал историю: год назад он взял
кредит в Росбанке, платил с задержками, но все же платил. Два последних платежа он
внес не вовремя, после чего получил письмо от банка с предложением зайти в офис и
провести реструктуризацию задолженности с тем, чтобы и банк не волновался за свои
деньги, и клиенту было удобнее платить. Позвонил по указанному в письме телефону,
где с ним разговаривали вполне приветливо.
– А сколько вы сейчас должны? – поинтересовался клерк.
– Из 12 платежей я не внес два последних, – ответил знакомый.
– Ой, так это небольшая задолженность! – обрадовался клерк. – Если вы в течение
пары недель сможете ее погасить, то, может быть, вам и реструктуризация не нужна.
– Смогу, – ответствовал заемщик. Весь следующий день он на все лады превозно-
сил предупредительность банка, попутно изыскивая средства, чтобы погасить долги. А
через день на его телефон пришла SMS: “Требуем погасить задолженность по кредиту.
Иначе взыскание в судебном порядке”.
Выяснилось, что разговор с клерком из службы реструктуризации ничего не зна-
чит для банковских “вышибал”, у которых свои задачи.
В ближайшем будущем, впрочем, расклад сил может измениться – если правитель-
ство наконец внесет в Думу подготовленный Минфином законопроект “О потребитель-
Штрафной удар