Стр. 213 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

213
месячно. В конце прошлого года побит рекорд: на “Горбушке” и Митинском рынке про-
давали CD-диск под названием “Отказы по кредитам и стоп-листы банков России”, на
котором содержатся данные о 3 млн. должников.
Из этих списков “черные” коллекторы выбирают людей “лицом попроще, чином
поскромнее” и начинают обход. Звонок в дверь, на пороге появляются одна-две уг-
рюмые фигуры, они заявляют, что пришли от имени банка и требуют погашения долга
наличными. Наиболее пугливые и доверчивые тут же платят, взамен получая некую бу-
мажку с сомнительной печатью или просто написанную от руки расписку. И мошенники
исчезают, оставляя с носом и должника, и банк. Который, естественно, в назначенный
срок вновь требует от заемщика погашения долгов.
На “черных” коллекторов работает элементарная неграмотность клиентов бан-
ков. По словам Сергея Рахманина, директора агентства “РусБизнесАктив” и президента
АРКБ, “белый” коллектор никогда не потребует от должника погасить долг наличными:
оплата просроченных задолженностей производится таким же внесением средств на
кредитный счет заемщика, как и обычный текущий платеж по кредиту.
“Настоящие коллекторы никогда не станут угрожать, обязательно предъявят до-
кументы, подтверждающие их личность и право ведения дел с должником, – говорит
Рахманин. – Если же “подлинность” коллекторов вызывает сомнения, то людям, к кото-
рым они явились, надо постараться зафиксировать разговор с помощью диктофона или
видеокамеры”.
Тогда есть шанс найти “черных” коллекторов с помощью тех, кому и надлежит этим
заниматься, – милиции. Однако это многим попросту неизвестно. И факторов, которые
изменят эту ситуацию, не наблюдается.
“Белым” коллекторам самим иногда выгоден грозный имидж “вышибал долгов”, и
лишний раз объяснять должникам, что их не надо бояться, никому не хочется”, – гово-
рит топ-менеджер уже упомянутого банка, имевшего неудачный опыт взаимодействия
с коллекторами.
Впрочем, и сами банкиры не слишком способствуют прояснению этой ситуации,
демонстрируя иногда весьма прохладное отношение к проблемам своих должников.
На этом фоне слова Сергея Рахманина о том, как отличить “белых” от “черных”, теряют
всякий смысл: вполне официальные коллекторы многих банков документов не предъ-
являют, особой вежливостью в разговорах не отличаются и без стеснения колотят в две-
ри должников ногами. Грозный имидж дороже репутации.
Один – белый, другой – серый
Попытки собрать жатву с должников банков – не главная стезя “вышибал долгов”.
Большую часть этого рынка занимает бизнес, оставшийся с 90-х годов, – взимание долгов
с граждан перед другими гражданами или долгов в сфере малого и среднего бизнеса.
По существующей практике заниматься такой деятельностью вполне легально
могут не только коллекторские агентства, но и всевозможные юридические и консал-
тинговые фирмы и просто детективные агентства и частные сыщики. Соответственно,
грани между “белыми” и “серыми” игроками на рынке довольно условны.
Есть ряд достаточно известных фирм, например московская компания “Объеди-
ненные юристы”, Агентство по неплатежам и конфликтам или петербургский центр
Вышибалы долгов