Стр. 220 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

220
Глава 5. ПОТРОШИТЕЛИ КРЕДИТОВ
лась, намерен ли я оплатить просрочку. “Не намерен”, – ответил я. – “Более того, я еще
пару месяцев платить не смогу. Трудная ситуация у меня до осени с деньгами”.
Девушка попросила меня зайти в офис банка. Где двое“безопасников”вежливо вы-
слушали, угостили кофе и… согласились подождать до сентября. Без угроз судом, стука
в дверь и разрывов договоров. Осенью я все долги Сити-банку внес и с тех пор исправ-
но плачу. И почему-то хочу продолжать отношения с этим банком и в будущем. Почему
бы? В ноябре я зашел в только что открытый офис Сити-банка на Рублевке. Выяснилось,
что офис еще работать не начал и две девушки, встретившие меня, ничего толком не
знали. Будет ли здесь прием коммунальных платежей, появятся ли сейфовые ячейки,
возможно ли будет оформить кредит – ни шиша не знали. Но улыбались во все 64 зуба,
имевшиеся в наличии. И провожали искренними пожеланиями заходить через пару
дней: мол, все мои запросы будут удовлетворены. Я ушел, провожаемый улыбками, – ни
черта не сделав, но ощущая себя VIP-клиентом, звездой рок-н-ролла и Леонардо ди Кап-
рио, посетившим ПТУ при швейной фабрике.
Кто может объяснить, почему ситибанковские клерки, в отличие от прочих, все
время улыбаются? Зарплаты у них такие же да и люди в общем-то те же: сегодня текуч-
ка рядовых банковских клерков такова, что ни о каких долгосрочных корпоративных
традициях всерьез говорить не приходится. Так чего ж они лыбятся-то? Может, знают
какую-то главную буржуинскую тайну? А может им, помимо инструкции по выбиванию
долгов, сумели внушить простую истину: клиент – лучший друг человека?
Не знаю. “Улыбайтесь, господа, улыбайтесь”, – прозвучало 25 лет назад в русском
фильме. Но вот улыбаются мне почему-то там, где бизнес – не совсем русский. Напри-
мер, в американском Сити-банке или во французском Sosiete General. И т.д. и т.п. А вот в
русском банке со мной разговаривают как с нашкодившим “лохом”, пытаются поставить
по стойке “смирно”. Или берут на себя право “прощать меня”.
А клиент не хочет по стойке. Не хочет, чтобы его “наказывали” и, тем паче, “проща-
ли”. Даже если он имеет проблемы, даже если должен деньги. Ну не хочет и все тут. Я не
против отдать деньги, но, простите, не собираюсь платить своим достоинством.
И в следующий раз, выбирая банк, я поинтересуюсь: есть ли среди его акционе-
ров иностранцы. Есть? “О, йес оф кос, о-ла-ла, я хотеть с вами работать и быть ваш кли-
ент”. Нет? Простите, дорогие соотечественники: вам на север, нам налево. Почему? А вы
“улыбайтесь, господа, улыбайтесь”. И, может быть, люди к вам потянутся...
Впрочем, наши люди не ищут легких путей. Улыбаться и вежливо исполнять свои
функции – это же не «наш метод». К чему такой примитив в век креатива и продвинутых
пиар-технологий?
Как-то в новостях промелькнуло: в офисе екатеринбургского Банка24.ру установи-
ли массажное кресло. И каждый клиент теперь может бесплатно получить сеанс восста-
навливающего силы массажа “шиацу”. Еще можно добавить стриптиз и повесить люстру
Чижевского. Может быть, это выход? Приходишь в банк, потреплешь нервы в выясне-
нии всевозможных проблем и вопросов, получишь кучу отрицательных эмоций. Зато в
финале сможешь сказать: “Потрите мне спинку, пожалуйста”…