Стр. 26 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

Глава 1. КРЕДИТНЫЙ БУМ В РОССИИ
26
Вслед за “ВымпелКомом”в игру втянулись и два других лидера федерального рынка мо-
бильной телефонии – МТС и “Мегафон”, начавшие обеспечивать НБКИ (самый крупный
игрок на рынке) собственными черными списками. Их примеру вскоре могут последо-
вать и другие организации, предоставляющие услуги без предоплаты: коммунальные
службы, интернет-провайдеры, МГТС и т.д. причем по закону передача данных в БКИ
возможна только с согласия самих граждан. Каким же образом его будут получать вы-
шеозначенные организации? Хотя о каком согласии может идти речь, если даже дого-
воры “подправляются” задним числом?
Понятно, что бюро такая информация только на руку: чем больше данных содер-
жат “архивы”, тем более востребованы они будут банками, отстегивающими БКИ деньги
за право заглянуть в дело обращающегося за кредитом гражданина. На руку она и тем
организациям, что “сливают” негатив, – этим всегда можно припугнуть своих клиентов.
Для многих россиян такой шантаж будет пострашнее угроз о подаче исков в суд. Так что в
будущем “писем счастья” можно ждать, например, от энергетиков или телефонистов, ко-
торым вы чуть задолжали.
“Наша цель в данном случае очевидна: мы хотим повлиять на недобросовестных
абонентов-должников и вернуть свои деньги. То есть для нас это своего рода профи-
лактика”, – говорит Юлия Остроухова, руководитель управления по работе со СМИ
“ВымпелКома” .
Но история с Ильей показывает, что процесс грозит превратиться в хлыст, которым
можно будет пугать в том числе и тех, кто стал жертвой мошенников. В этом контексте
телефонный “наезд” на должников под девизом “пожалуемся в бюро!” можно оценить
как возможный шаг к расширению роли БКИ далеко за пределы, определенные изна-
чально.
“БКИ прозрачны, и если у физического лица возникает недоверие к информации,
содержащейся в его кредитной истории, оно всегда имеет возможность разобраться
с источником этих сведений, – возразил в интервью “BusinessWeek Россия” Александр
Клычков, президент Национального бюро кредитных историй. – Процедура выяснения
спорных ситуаций предусмотрена законом “О кредитных историях”, вплоть до возмож-
ности физического лица опровергнуть некорректную информацию через суд”. Но мно-
го ли найдется желающих связываться с судом и нести издержки? К тому же российская
судебная практика такова, что разбирательства могут длиться годами, и все это время
на человеке будут висеть чужие грехи. И где гарантия того, что, даже если ошибочные
данные будут вымараны из дела, “осадочка” не останется?
Бюро в России – больше, чем бюро
Передавать данные в бюро собираются не только коммерческие организации, но
и чиновники. Известно, что НБКИ ведет переговоры с Пенсионным фондом, налоговой
и таможенной службами, а также МВД о возможностях обмена информацией. Именно
обмена. То есть эти службы могут также через бюро поднять информацию о наших кре-
дитных взаимоотношениях с банками. При этом вопрос о конфиденциальности этой ин-
формации внутри ведомств сомнений не вызывает: их базы давно гуляют по“Горбушке”.
Так что фактически за наибольшие деньги доступ к личным данным получат… назовем
их просто третьими лицами.