Стр. 59 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

59
ной, когда началась волна покупок, состоялось очередное повышение кредитного рей-
тинга РФ, выросшего до той планки, за которой неуверенное отношение инвесторов
сменяется желанием покупать”.
Судя по всему, благоприятная экономическая ситуация в стране и рост общена-
ционального кредитного рейтинга сказались не только на привлекательности, но и на
стоимости отечественных кредитных организаций. Не могла не сказаться на оценке и
проведенная «предпродажная подготовка». Банкиры, поняв, что такой бизнес трудно
продать, еще несколько лет назад принялись приводить свои владения в порядок: ук-
рупнять активы, выводить банки на международную отчетность, развивать розницу и
региональные сети и т.д.
Раньше российские банки, покупаемые нерезидентами ради лицензий, “уходили”
с коэффициентом 1,2 к капиталу (скажем, банк с собственным капиталом в $100 млн.
продавали за $120 млн.), а банки, перепродаваемые иностранцами иностранцам, – с
коэффициентом 2,25. Сейчас доли в крупных российских банках достаются иностран-
цам с коэффициентом 3–4 к капиталу, то есть стоимость российских структур начинает
подтягиваться к тому уровню, который иностранцы установили при покупке кредитных
организаций в Восточной Европе и некоторых странах постсоветского пространства – в
Казахстане и на Украине. Например, украинский “Аваль” был продан с коэффициентом
3,1, а УкрСиббанк – с коэффициентом 3,4.
Сделка с немцами эту тенденцию подтверждает. Сумму, за которую Commerzbank
купил долю Промсвязьбанка, стороны пока не оглашают, однако, по оценке сторонних
аналитиков, вероятная цена колеблется в диапазоне от $120 до $170 млн. Это означает,
что коэффициент покупки превысит 3.
Но иностранцы готовы платить: претендентов на покупку становится все меньше и
впоследствии входной билет на перспективный российский рынок только подорожает.
“То, что сделки по купле-продаже банков совершаются одна за другой, во многом объ-
ясняется дефицитом банков, отвечающих требованиям нерезидентов, предъявляемым
к потенциальным объектам поглощения, – считает Елена Розанова, начальник управле-
ния анализа рынка Energy Consulting. – И любая покупка уменьшает дальнейший выбор
для тех, кто не успел приобрести банк сейчас”.
Кто следующий?
В группе наиболее “вкусных” для иностранцев кусков на российском рынке оста-
ются те банки, которые обладают солидной рыночной долей, качественным кредитным
портфелем, адекватным риск-менеджментом, прозрачным акционерным капиталом,
хорошей розницей, масштабной филиальной сетью. “Немаловажный момент: иностран-
цы предпочитают вести переговоры с теми банками, которые в течение последних лет
проводят аудит в западных компаниях и обладают устойчивым рейтингом в оценке ве-
дущих рейтинговых агентств”, – добавляет Владимир Мехряков, вице-президент Ханты-
Мансийского банка.
Потенциально всем перечисленным критериям отвечают Юниаструмбанк, “Урал-
Сиб”, МДМ-Банк, Московский кредитный банк, “Абсолют”, Бинбанк, “Союз” и некоторые
другие. Скорее всего, именно они в ближайшем будущем станут объектами интереса
для иностранцев.
В очередь!