Стр. 94 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

94
Глава 2. БАНКИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ
мнении, что основной площадкой роста сетей станут города-миллионники. А вот о“бан-
кизации” малых городов России говорят довольно туманно и стеснительно.
“Рынок банковских услуг не до конца сформирован даже в развитых финансовых
центрах, так что омалых городах можно говорить только в долгосрочной перспективе”, –
считает Максим Егунов, заместитель председателя правления СМП банка.
Впрочем, проникновение в малые города, по мнению специалистов, может осу-
ществляться и иными путями, без открытия офисов. Например, Михаил Смирнов по-
лагает, что работа банков в небольших городах и поселках может быть организована
через брокеров. В этом случае, предполагает аналитик, при крупных банках могут вы-
строиться аффилированные брокерские структуры. Один из лидеров кредитного рын-
ка – “Хоум Кредит” – вообще не строит сеть офисов, он предпочитает работать через
систему представительcтв, а с прошлого года вступил на совершенно новую стезю –
выдачу кредитов через почтовые отделения. Впрочем, такие инструменты, полагают
банкиры, хороши для монопродуктовых банков (например, для ориентированных на
какой-то вид кредитов), а в целом “это не наш метод”.
“Развитие на пути сотрудничества с брокерами возможно и даже может принести
быстрые результаты, – говорит Станислав Пащенко из “Зенита”. – Но это не метод стра-
тегического развития”.
А стратегическая линия по-прежнему в открытии все новых и новых банковских
офисов, тем паче что для многих банкиров развитие сетей стало залогом будущей ус-
пешной продажи бизнеса. Многие эксперты отмечают, что величина сети и объем кре-
дитного портфеля все чаще становятся главными аргументами в пользу выбора того
или иного банка западными покупателями, оттесняя даже классические показатели фи-
нансового бизнеса.
“Последние сделки по приобретению западными банками контрольных пакетов
российских банков наглядно показали, что величина филиальной сети существенно
сказывается на капитализации, – отмечает Егунов. – Покупатели не скрывали, что ори-
ентировались именно на развитую сеть. При покупке рыночная цена многофилиально-
го банка может удвоиться, а если филиальная сеть будет охватывать наиболее перспек-
тивные либо репрезентативные рынки – даже утроиться”.
Участники таких сделок подтверждают эту мысль. Йоханн Йонах заявил, что для
Райффайзенбанка при решении о приобретении Импэксбанка немаловажную роль сыг-
рала его развитая филиальная сеть: “С покупкой Импэксбанка мы выигрываем как ми-
нимум четыре года в сравнении с органической стратегией развития филиальной сети
в России”.
Так что ближайшие годы явно пройдут под знаком “банкизации” страны, но вслед
за развитием сетей наблюдатели предрекают появление новых актуальных проблем
для российских банков. Одной из них станет система подготовки среднего и младшего
персонала. “На банкира” в России учат в престижных вузах, “на клерка” не учат нигде.