Стр. 11 - Murychev-2

Упрощенная HTML-версия

Беседы и интервью
11
– Наверное, особенно остро этот вопрос встает в связи
с нарастанием «плохих» активов? Однако если в банков‑
ской среде об этой тенденции говорят с тревогой, то ру‑
ководители Банка России, похоже, этого беспокойства
не разделяют – если судить по их публичным выступлени‑
ям в последние месяцы.
– Сомневаюсь, что ситуация не тревожит наши денеж-
ные власти, – возможно, просто не хотят будоражить рынок,
пока решение не найдено. Хотелось бы надеяться, что в его
выработке будут опираться не только на аппаратный опыт,
но и на то, что уже сделано банковским сообществом.
Вы были на майском заседании Комиссии РСПП по бан-
кам и банковской деятельности и видели, сколько людей
на него собралось и с каким интересом слушали они спике-
ров. Подчеркну, что в основном докладе говорилось именно
о государственной программе управления «плохими» акти-
вами. Но – с участием также и самого рынка: через ПИФы,
ипотечные фонды и так далее. Собственно, другого подхода
здесь и быть не может, это подтверждает весь мировой опыт.
По данным Международного валютного фонда, за послед-
ние тридцать лет в мире произошло 42 системных банковс-
ких кризиса, и в 60 процентах случаев государство выкупало
проблем­ные активы банков.
– Это что же, такой метод национализации финансо‑
во-кредитной системы?
– Как раз нет – да и не нужно ни одному государству такое
количество «своих» банков. В общих чертах схема выглядит
так: государство выкупает у банка «плохие» долги и компен-
сирует дефицит его собственного капитала – это позволяет
избежать национализации. Обычно для этих целей создают
агентство или управляющую компанию, а государство финан-
сирует такую структуру через выпуск облигаций или кредиты
центрального банка страны.