Стр. 149 - Murychev-3

Упрощенная HTML-версия

Четверть века с «Россией»
149
местной промышленности. Таким образом, фактически раз‑
рушается не региональный банкинг, а вся финансовая систе‑
ма регионов.
Мы предлагали принципиально изменить подход – выде‑
лять «антикризисную ликвидность» банкам не по признаку
наличия большого капитала, а по признаку той или иной
степени надежности. В начале октября 2008 года я выступил
с таким предложением публично, в газете «Ведомости». К со‑
жалению, регулятор прислушался к нашей концепции лишь
частично: слишком сильны были лоббистские возможности
крупнейших банков, слишком силен в нашем сознании прин‑
цип «Большой – значит, хороший».
Вообще, известный мировой принцип «Too Big to Fail»
(«Слишком большой, чтобы обанкротиться») очень долго
довлел над российскими подходами к управлению экономи‑
кой вообще и финансовой системой в частности. Мы, Ассо‑
циация «Россия», боролись с этим принципом долгие годы.
Нас выслушивали, но, полагаю, часто думали про себя: «Они
выступают с резкой критикой этого подхода только потому,
что лоббируют прежде всего интересы региональных, сиречь
малых и средних банков…».
Могу заверить: это не так. Мы видели в этом принципе
угрозу экономике и неправильный подход к рискам: ставка
на «больших» всегда ведет к концентрации банков, это аксио‑
ма! В качестве примера объективности нашей позиции могу
привести сходную ситуацию в РСПП. РСПП – это, прежде
всего, лоббистское объединение крупных промышленников,
большого бизнеса. Тем не менее, РСПП была одной из первых
организаций, забивших тревогу, когда были приняты реше‑
ния, снижающие потенциальную рентабельность малого
бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Почему? От‑
вет, надеюсь, очевиден: и в Ассоциации «Россия», и в РСПП