Стр. 174 - Murychev-3

Упрощенная HTML-версия

Александр Мурычев
174
Кстати, многие предприниматели отмечают: именно
на региональном уровне – основные административные ба‑
рьеры. В зависимости от степени «продвинутости» местных
администраций простота открытия бизнеса, получения раз‑
личной разрешительной документации может разниться
от региона к региону на порядок.
Хотя, в идеале, региональные власти должны быть союз‑
никами бизнес-развития. Да, основную работу по повыше‑
нию прозрачности и эффективности системы защиты прав
компаний должны вести федеральные органы власти, но
многое могут сделать и регионы: развивать третейские суды
и медиацию, совершенствовать процедуры административ‑
ного обжалования действия/бездействия региональных ор‑
ганов власти.
И, полагаю, нет нужды отдельно говорить о коррупции,
которую очень многие сегодня называют главной бедой
России. Коррупция имеет ясно выраженный корень – адми‑
нистративные барьеры и процедурная неопределенность
взаимоотношений государства и бизнеса. Уничтожим этот
корень – и проблема коррупции если не исчезнет, то умень‑
шится на порядок.
Еще один важный момент – насколько Россия «комфорт‑
на» для бизнеса? Последние годы во всем мире все острее
становится конкуренция инвестиционных климатов, успеш‑
ность которой в значительной степени определяется качест‑
вом институтов.
Одним из факторов обострения конкуренции стало углу‑
бление региональной интеграции, когда компании получают
идентичный доступ к интегрированному рынку, базовые ус‑
ловия работы (технические регламенты, таможенные пошли‑
ны и т.д.), но различающийся уровень институтов и нагрузки
на бизнес. При этом качественные институты могут быть бо‑