Стр. 183 - Murychev-3

Упрощенная HTML-версия

Четверть века с «Россией»
183
– Какова роль государства, регуляторов, банковского сектора в по‑
строении инновационной экономики?
– Внедрение инноваций – это прерогатива высшего уровня власти:
Правительства, Президента страны, Федерального Собрания. К их же
компетенции относятся и вопросы создания регулятивных условий –
новых инфраструктуры и нормативной базы. Законодатели могут по-
править правила регулирования в интересах развития экономики стра-
ны. Причем в банковской среде должны понимать, что при этом не будет
никаких преференций: здесь все равны. Для ЦБ главное – обеспечение
устойчивости банковской системы, выработка денежно-кредитной по-
литики. Есть требования, которые надо выполнять, – по нормативам
достаточности капитала, по рискам, резервированию. Борьба за префе-
ренции специализированных банков бесперспективна.
Банковский сектор пока не готов участвовать в осуществлении ин-
новационных программ из за отсутствия соответствующих ресурсов.
Хотя, если понадобятся не очень «длинные» деньги и будет механизм
жестких государственных гарантий и поручительств, он может принять
участие. При стабилизации ситуации цена денег будет, несомненно,
уменьшаться. Но сейчас камнем преткновения является именно вопрос
цены. Невозможно строить инновационную экономику при 14,5 про-
цента по кредиту (это у Сбербанка, а у менее крупных банков – еще
больше). Можно приступать к осуществлению таких программ, если это
число составляет максимум 3–4 процента. И самое главное – нельзя
менять правила, проценты должны быть фиксированными в течение
пяти, десяти и даже пятнадцати лет.
В целях предоставления долгосрочных инвестиций для развития
инфраструктуры экономики следует делегировать особые полномочия
институтам типа банков развития, а также привлекать некоторые бан-
ки в рамках частно-государственного партнерства при жестких гаран-
тиях со стороны бюджета, государства, федеральных и региональных
властей. В основном это касается высококапитализированных крупных
банков, обладающих «длинными» ресурсами – бюджетными или вне-
бюджетными. Речь здесь идет о сроках не менее десяти лет, это может
быть под силу, например, Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, т.е. банкам с го-
сударственным участием.
А вот по поводу предоставления пула «длинных» денежных ресур-
сов акционерным обществом в классическом понимании у меня боль-
шие сомнения. Правительство, располагая таким инструментом, как