Стр. 49 - Murychev-3

Упрощенная HTML-версия

Четверть века с «Россией»
49
– А как вы относитесь к созданию в перспективе мегарегулятора
финансового рынка, включая и банковскую систему? Какие здесь есть
аргументы «за» и»против»?
– Мы за взвешенный подход к проблеме надзора. В международ-
ной практике существуют 4 основных модели организации банковского
надзора. Но механически использовать опыт какой‑то страны было бы
ошибкой. Например, в Великобритании до сих пор ведутся дискуссии,
стоило ли выводить от Банка Англии надзор. В Венгрии, в частности, нет
единого мегарегулятора. В Польше, Чехии и Франции регуляторов не-
сколько, а в Германии он один. Каждая страна идет своим путем с уче-
том традиций.
В России можно говорить о начале пути к мегарегулятору, о коорди-
нации регулятивных норм всех секторов финансового рынка. Для этого
стоит идти «шаг за шагом» путем делегирования представителей раз-
личных структур в руководящие органы друг друга. Например, из совета
директоров Центрального банка в совет директоров ФСФР и наоборот.
Можно создать новый орган – Координационный совет на обществен-
ных началах, который мог бы объединить глав этих регулирующих ве-
домств, где и начать работу по согласованию интересов и действий.
В пользу создания мегарегулятора свидетельствует то, что сущест-
вует потенциальный конфликт интересов денежно-кредитной полити-
ки и надзора. Стирание границ между различными типами институтов
делает нецелесообразным существование каких‑то отдельных надзор-
ных органов <. . .>. Однако есть аргументы и против мегарегулятора. Так,
существует необходимость тесного информационного обмена между
надзорными подразделениями и органами, ответственными за денеж-
но-кредитную политику. Оперативное согласование позволяет при-
нимать оперативные решения. При действующем порядке есть шанс
сфокусироваться на системной стабилизации банковского сектора. Да
и независимость ЦБ защищает надзор от внешнего давления.
Сейчас, по‑моему, следует больше думать о содержательной сторо-
не надзора, а не о том, в чьей компетенции он должен в первую оче-
редь находиться.
– Каково ваше отношение к положению проекта Стратегии по раз‑
витию саморегулирования? Как вы оцениваете возможности СРО
в банковской сфере?
– На мой взгляд, раздел по развитию саморегулирования в Стра-
тегии очень мягко подан. Предлагается целый ряд полномочий, от ко-