Стр. 606 - Yan_Art_Razgovor-1

Упрощенная HTML-версия

Ян Арт. Разговор с банкиром
606
Виктор Четвериков:
Проблема рейтинговых агентств
пока остается открытой
Виктор Четвериков. Родился в 1968 году. Окончил факультет «Финансы
и кредит» Финансовой академии при Правительстве РФ, факультет «Эконо-
мика управления производством» Государственной академии управления
имени Орджоникидзе.
В 1993–1998 годах – начальник отдела рисков финансовых институтов
Нефтехимбанка, главный специалист отдела кредитных рисков Межкомбан-
ка. В 1999–2001 годах – начальник отдела кредитных и рыночных рисков «Ло-
ко-банка». В 2001–2002 годах – старший аналитик «Уралсиба». В 2002–2006
годах – начальник информационно-аналитического управления НАУФОР,
заместитель председателя правления НАУФОР. С 2002 года – руководитель
проекта «Рейтинги профучастников фондового рынка», на базе которого
сформировано РА «НАУФОР». C 2006 года – генеральный директор Нацио-
нального рейтингового агентства.
– Тема банковских рейтингов оказалась довольно горячей
во время кризиса
(беседа состоялась в феврале 2009 года)
. Воз­
никла даже версия, что международные рейтинговые агентс­
тва чуть ли не в кризисе виноваты. Чем дело кончилось, на
чем сердце успокоилось?
– Да, было такое дело. Сюжет раскручивался довольно стран-
но. SEC – комиссия по ценным бумагам и биржам США – долго воз-
мущалась на пару с американской прокуратурой деятельность­ю
«большой тройки» рейтинговых агентств – Moody's, S&P и Fitch.
В числе «виноватых» называлось еще одно агентство, канадское,
A.M. Best, оно, правда, больше в области страхования подвизается.
Все эти критические высказывания, разборки, проверка деятель-
ности рейтинговщиков закончились тем, что теперь в SEC аккре-
дитованы не три, а двенадцать рейтинговых агентств. Тоже аме-
риканских. Список существенно расширился, но, может быть, они
посчитали, что таким образом снимут с этого рынка некую келей-
ность. В список вошли агентства, которые доселе были не очень
известны американскому и мировому финансовому сообществу.
Часть из этих агентств фактически пропагандирует некую анали-
тику и внешнюю оценку, часть агентств работает по классичес-
кой схеме: рейтинги присваиваются конкретному респонденту
и с него берутся деньги за проведенную работу.