Стр. 139 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

139
родыше. Есть сведения, что банк бизнес-данных предполагается создать на базе одного
из российских бюро кредитных историй.
Отечественные технологии, позволяющие такие базы данных эффективно фор-
мировать, уже появляются. Сейчас на рынке продается по меньшей мере десяток опе-
рационных систем, предназначенных автоматизировать процессы сбора и обработки
информации о субъектах бизнеса: Info Tailor, Tracer, «Медиалогия», CronosPlus, Cros,
Intellectum.BIS, «Монитор», информационно-поисковая система «Артефакт», система
медиа-мониторинга «Медиалогия» и др. Стоимость подобных систем составляет $2–40
тыс. в зависимости от степени сложности.
Фокус с джокером
К числу методов финансовой разведки, разумеется, относится не только чтение
газет. Часто используют метод, который в прежние времена называли «контрольная за-
купка»: представители финразведки под видом покупателей продуктов или услуг кон-
курента своего заказчика изучают все, что связано с процессами продажи, от прайсов и
рекламы до системы скидок и организации приема клиентов.
В минувшем году такой метод применила одна из московских фирм, специализи-
рующаяся на индивидуальном туризме. Подставные покупатели были засланы в офисы
12 основных конкурентов, особо тщательной проверке подвергли компанию «Содис»,
крупнейшую в этом сегменте рынка.
Конкурентов изучали дотошно: от того, чем угощают клиента во время перегово-
ров, до того, насколько быстро и четко разрабатывают предложения по турмаршрутам.
Итоговая справка разведчиков содержала даже индивидуальные характеристики отде-
льных менеджеров конкурентов. Основываясь на этих данных, заказчик обновил свою
модель взаимодействия с клиентами.
К подобным методам разведки относится и работа под видом потенциального
инвестора. В Петербурге так сработали разведчики одной крупной строительной фир-
мы: вступив в контакт с менеджерами конкурента «под крышей» некой московской ин-
вестиционной компании, желающей вложиться в строительную индустрию Северной
столицы, они без труда получили не только официальные балансы конкурента, но и
черную бухгалтерию, которая позволила выявить несколько финансовых схем, обеспе-
чивающих снижение себестоимости стройматериалов.
В результате заказчик этой разведоперации сумел перехватить не только выгод-
ных поставщиков, но и дополнительный кусок рынка, снизив цены на свои услуги.
Еще один распространенный канал получения информации – так называемые
нетипичные источники (в практике американской финразведки их принято называть
«джокер»). Сюда входит все то, что не поддается систематизации, скажем, случайно
услышанный разговор на каком-нибудь деловом приеме, «мысли вслух», записанные
кем-нибудь из сотрудников конкурирующей фирмы в интернетовском «живом жур-
нале», светское знакомство с женой кого-либо из топ-менеджеров изучаемой компа-
нии и т.п.
Но наиболее популярным способом, по словам самих разведчиков, остается ис-
пользование шпионов. Причем в соответствии с классикой жанра они могут быть как
профессионалами, так и ничего не подозревающими сотрудниками конкурента.
Джокер для бизнеса