Стр. 148 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

148
Глава 3. БОГАТЫЕ ТОЖЕ КЛЯНЧУТ
ДжиИ Мани Банк – звонок от службы бе-
зопасности. Весьма корректно, но настойчиво
напоминают о просроченном платеже. Идут
навстречу клиенту, если тот заявляет, что мо-
жет погасить задержку через несколько дней.
Ситибанк, Банк Москвы, “Возрождение” – ана-
логичный подход. Росбанк – звонок, мужской
голос. Чуть меньше корректности, чуть боль-
ше напоминаний о нравах 90-х. Сбербанк – звонок “на нервах”. Оно и понятно: тут не
только вопрос нерадивого заемщика, тут еще и история получения кредита при участии
посредника напоминает о себе. Правда, один из банков впоследствии отреагировал не-
ожиданно – на работе раздался звонок: “Ваш сотрудник просрочил платеж по кредиту...”
При этом представитель службы безопасности одного из банков так прокомментиро-
вал ситуацию: “Ну, банк, естественно, беспокоится...” Оно, может, и естественно, толь-
ко вот пара мелочей такому беспокойству противоречит. В частности, ст. 26 закона “О
банках и банковской деятельности” и ст. 857 Гражданского кодекса. Последняя гласит:
“Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и
сведений о клиенте. Сведения... могут быть предоставлены только самим клиентам или
их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и
в порядке, которые предусмотрены законом... В случае разглашения банком сведений,
составляющих банковскую тайну, клиент... вправе потребовать от банка возмещения
причиненных убытков”... А помимо “возмещения причиненных” Уголовный кодекс оце-
нивает сие деяние “на срок до двух лет...”.
Еще один шаг нашего эксперимента: а если не платим по объективным причинам?
Например, заемщик уехал в командировку и застрял там (затянулись переговоры, по-
пал в аварию, заболел и т.п.). Что делает в этом случае дисциплинированный заемщик?
Звонит в банки. Чтобы предупредить о задержке и попросить реквизиты для перевода
денег.
Звоним. Сбербанк, Росбанк без проблем продиктовали реквизиты. В Росбанке еще
и поблагодарили за сообщение о задержке. ДжиИ Мани Банк: “Извините, но это не пре-
дусмотрено. Пусть лучше кто-то из ваших родственников или знакомых к нам в офис
придет и за вас внесет деньги”.
“Возрождение”: девушки из кредитного отдела не знают реквизитов, долго их ищут,
не находят и в результате просят заемщика перезвонить. Словом, здесь аккуратность
клиента не слишком-то нужна... Банк Москвы – по телефонам отдела кредитования физ-
лиц, указанным в письме банка о задержке («Просим вас срочно» и т.п. и т.д.), долго не
берут трубку. Видимо, не так уж и“срочно”и не так уж и“просим”... Звоним по основному
телефону, рассказываем историю рецепшионистке.
– А я что могу сделать?
– Ну не знаю, девушка, соедините с кем-то из кредитного... Отметьте где-то там, что
заемщик позвонил, не пропал, просит реквизиты, мой e-mail, наконец, запишите...
– Ну... ладно...
Ситибанк – пресловутый многоканальный 775-75-75. “Здравствуйте, вы позвонили
в Ситибанк. Пожалуйста, внимательно прослушайте... меню... Убедитесь, что в тональ-
ном... Нажмите... Нажмите... Нажмите...”
Осенью 2006 года британский журнал
The Banker опубликовал список 300
крупнейших банков Европы. По объ-
ему капитала в него вошли 18 россий-
ских кредитных организаций, по объ-
ему активов – 8.