Стр. 156 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

156
Глава 4. КАК СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ
банков и производителей оборудования. Однако ни одна из сторон не смогла догово-
риться с продавцами: кого-то не устраивала цена, кого-то – портфель. “Зачастую струк-
тура портфеля совершенно непонятна с точки зрения рисков и предметов лизинга, – го-
ворит Александр Кожевников. – В большинстве случаев легче получить новых клиентов
самостоятельно и отстраивать с ними отношения по своим правилам». Вместе с тем в
будущем, уверены игроки, сделок по слиянию не избежать, в том числе и публичных.
Первым таким прецедентом ознаменовался конец минувшего года.
Все шире и шире
Развитие рынка в 2005–2006 годах вызвало к жизни сразу несколько процессов.
Один из наметившихся – укрупнение рынка. В конце 2004 года компания со стопроцен-
тно иностранным капиталом Europlan купила лизинговое подразделение крупнейшего
продавца иномарок “Рольф” – компанию “Кельвин” (торговая марка “Рольф-лизинг”). Не
исключает смены собственника и компания “Дельта-лизинг”.
Другая тенденция – рост числа иностранных“дочек”. Весной прошлого года финан-
совый холдинг Brunswick Capital выпустил на рынок дочернюю компанию Brunswick Rail
Leasing, которая к 2008 году хочет стать одним из крупнейших собственников подвиж-
ного состава. Для его последующей передачи в лизинг российским предприятиям.
На рынок вышла “Локат Лизинг Россия”, учрежденная российским страховщи-
ком РОСНО и итальянскими акционерами во главе с крупной банковской группой
UniCredito. Особые надежды структура возлагает на региональную экспансию – через
“росновскую”сеть компания будет осваивать регионы. В общем же, по данным Росстата,
прямые зарубежные инвестиции в российский лизинг за прошлый год увеличились на
17,4%, достигнув $23 млн.
От малого до великого
Точка роста в банковском секторе – ритейл – не остался без внимания и на рынке
лизинга. Часть компаний стала обращать все больше внимания на мелкую клиентуру.
Некоторые структуры готовы браться за небольшие проекты в надежде, что клиент
“подрастет” и увеличит запросы в финансировании. Такие игроки, как Europlan, “Карка-
де” и “КМБ-Лизинг”, обслуживание средних и мелких клиентов сделали приоритетным
направлением. Для внедрения бизнес-модели по масштабному обслуживанию некруп-
ных клиентов Europlan даже разработал собственную модель скоринга – программу для
оперативной оценки кредитоспособности клиента по анкетным данным. Ранее такие
технологии использовались только при банковском кредитовании физлиц. “Для пред-
принимателей огромное значение имеет время обработки заявки”, – говорит президент
Europlan Николай Зиновьев.
Используются и другие ритейловые “фишки”. Среди новинок, позаимствованных
у банков, – продукт под названием “беспроцентный лизинг”, работающий по принципу
беспроцентного кредита. Только в случае с лизингом скидку, в которую закладываются
проценты по финансированию, клиенту предоставляет поставщик товара или дилер,
а не магазин, как при потребкредитовании. В итоге за счет скидки компания получа-