Стр. 176 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

176
Глава 5. ПОТРОШИТЕЛИ КРЕДИТОВ
брокеров”. А последние часто продают клиентам прошлогодний снег – совершенно от-
крытую информацию о кредитных предложениях.
На заре перестройки утверждали, что “черные рынки” порождает дефицит. Дефи-
цита кредитов на российском рынке нет. Есть дефицит открытости информации. При-
чем всех “игроков” – и банков, и клиентов”.
Скрывать причины отказа – российское, а не общемировое “ноу-хау”. Российские
финансисты полагают, что сделать причины отказов “прозрачными” пока нереально.
“Законодательство сильно ограничивает источники, которые банки имеют право
использовать при проверке информации о заемщике, – говорит Василий Белов. Поэто-
му банк, сообщив причину, может “подставиться”. Будет развита инфраструктура бюро
кредитных историй – будет “прозрачность” отказов”.
Выгодное дело
Опыт подтверждает: гений и злодейство – две вещи несовместные. Не стоит пред-
ставлять “черных брокеров” гениями банковского закулисья. Зачастую они зарабатыва-
ют просто на безграмотности населения: несмотря на все радиоролики, телевизионного
зятя, выпрашивающего деньги на новую резину, тонны буклетов, рекламных листовок
и наклеек, люди просто не знают, в какие банки можно обратиться за кредитом. Или в
национальной традиции полагать, что самая надежная дверь только с черного хода? Но
в любом случае не стоит думать, что клиентами брокеров становятся те граждане, кто
изначально не собирается возвращать кредит (такой вид мошенничества уже окрести-
ли “целевой невозврат кредита”).
“Часть денег мы делаем на откровенных “чайниках”, – рассказывает брокер Вале-
рий. – Предположим, пришли за неделю человек 10–20. Поможешь оформить им бу-
мажки и отправишь в банк. Из них 6–7 человек всем параметрам банка соответствуют,
и им в любом случае кредит дадут и без нашей помощи, но они нам все равно платят”.
Однако и здесь клиент может стать невинной жертвой: нечистоплотный брокер, поль-
зуясь неискушенностью клиента, при желании легко убедит в том, что тому не светит
ссуда, а потому хорошо бы“подправить биографию”. По словам Валерия, даже если кли-
ент через брокера ничего делать не будет – не проблема, ведь в крайнем случае за час
разговора свои 500 рублей посредники всегда получат.
Разумеется, деньги за кредит посреднику захотят заплатить не все: игра в “ло-
хотрон” – традиция народная и обоюдоострая. У черного брокера нет никакой гаран-
тии, что клиент его отблагодарит, и большинство из них прибегает к психологическим
ухищрениям.
Один из распространенных приемов: клиенту сообщают, что оплату за “положи-
тельный результат”он должен внести после принятия банком решения о выдаче креди-
та, но как минимум за день до непосредственного получения денег.
“Большинство клиентов тут же нас “просчитывают” и “соображают”, что в банке у
нас – свой человек и если не заплатить, то он выдачу кредита в последний момент отме-
нит, – смеется Валерий. – На самом деле выдачу наличных после положительного реше-
ния никто отменить не может, но народ “на всякий случай” платит исправно”.
Еще один прием – составить договор, текст которого “намекает” на неприятности,
если клиент посмеет “бросить” посредника”.