Стр. 191 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

191
ТАНГО ВТРОЕМ
В кредитной схеме дуэт “банк–клиент”все чаще уступает место трио“банк–клиент–
брокер”. Кредитные посредники отходят от узкой специализации
Типичные банковские проволочки поставили выгодную для Василия Горчакова
сделку на грань срыва. Горчаков, директор небольшой петербургской компании “Про-
ффид-Нева”, занимающейся поставкой офисных товаров, договорился о приобретении
помещения под новый офис в центре города. Однако банк в кредите отказал, а до ис-
течения срока, назначенного продавцом, оставалось десять дней. Горчакова спасли
брокеры: компания “Арго-Консалта” успела найти банк, готовый ссудить необходимую
сумму, помогла оформить все бумаги и скрепить кредитный договор.
Эксперты констатируют: в прошлом году российские посредники организовали
кредиты на общую сумму в $2–3 млрд. Прогноз на 2007 год – от $7 млрд. до $10 млрд.
Наиболее оптимистичные участники рынка предполагают, что за год рынок вырастет в
три-четыре раза, самые осторожные дают прогноз как минимум удвоения финансовых
оборотов. “Наш рынок можно охарактеризовать как стремительно развивающийся”, –
говорит Юрий Королев, генеральный директор брокерской компании “Кредитный и
Финансовый Консультант” (КФК).
Брокеры идут
Показательным моментом в развитии рынка стал ответ на вопрос, кто оплачивает
услуги посредников. До недавнего времени это делали исключительно клиенты, при-
чем объем платежей (как по ссудам для малого бизнеса, так и по розничным кредитам)
мог составлять от 5% до 15% от суммы кредита, а в случае с брокерами-нелегалами – и
40%. Между тем в цивилизованных странах принята обратная схема: работу брокеров
оплачивает банк, заинтересованный в привлечении новых клиентов.
В минувшем году перелом случился и на российском рынке. Пионером стала ком-
пания “Фосборн Хоум”, заключившая с рядом банков партнерские программы по ипо-
теке, в которых за услуги брокера платил не клиент, а кредитор. Сегодня уже многие
работают по такому принципу. Более того, обращение к брокеру стало сулить выгоду,
так как некоторые из них начали предлагать своим клиентам более льготные условия
кредитования. Например, Hansabank заключил соглашение о сотрудничестве по ипоте-
ке с КФК. Клиенты, пришедшие в банк через брокера, получают скидку по процентным
ставкам в размере 0,25%. По словам представителей КФК, если в прошлом году оплата
со стороны финансирующей организации составляла лишь 10% от выручки брокеров,
то в 2007 году банки обеспечили уже 30% доходов брокерских услуг. “Сливки рознич-
ного кредитования сняты, – говорит Иван Захаров, руководитель интернет-портала
www.pro-credit.ru. – Наступает эпоха борьбы за клиента, в том числе удаленного”. В этой
борьбе многие банки делают ставку на брокеров как на партнеров.
Танго втроем