Стр. 45 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

45
о том, что у меня возникла задолженность перед Альфа-банком. Выяснилось, что счет
по-прежнему открыт и мне надо заплатить за его обслуживание, а закрыть счет они не
могут: от меня не было письменного заявления на сей счет...”
Автор этих строк на днях попал в схожую ситуацию: счет в Альфа-банке мне пред-
ложили закрыть только на следующий день после погашения кредита. Но на следую-
щий день у банка с этой сложной операцией опять что-то не сложилось и лишь с тре-
тьей попытки, используя изрядную долю нецензурных выражений, от карты удалось
избавиться.
У Ситибанка свои хитрости – вольные или невольные. К примеру, на телефон за-
емщика исправно приходят SMS о том, что на его счету лежит такая-то сумма. Позже
выясняется, что у него просрочка и с него причитается очередная порция штрафов.
Почему нельзя послать SMS-уведомление о долге – в банке внятно не объясняют. Впро-
чем, недавно Ситибанк выкинул новый фортель: в письмах, уведомляющих клиента о
состоянии кредита, его сумма неожиданно оказалась выше реально полученной заем-
щиком. Видимо, в банке это объяснят каким-нибудь сбоем в документации или чем-то
подобным.
Разумеется, подобные случайные или неслучайные задержки, описки и ошибки по-
зитива в отношения “банк-заемщик”не добавляют. А раздражения накопилось изрядно.
Радикально настроенные наблюдатели полагают, что достаточно одной искры, чтобы
вокруг кредитного рынка возникло настоящее социальное противостояние.
Народная война?
По данным совместного опроса, предпринятого журналом “Профиль” и порталом
www.pro-credit.ru, более 90% респондентов не доверяют информации о кредитах, кото-
рую банки предоставляют своим заемщикам. Если бы речь шла о политической пробле-
ме, можно было констатировать нокаутирующий вотум недоверия. Однако противосто-
яние клиентов и банков упирается в деньги. И если до недавнего времени заемщики
чувствовали себя перед финансистами как Моська, лающая на слона, то теперь на по-
мощь им приходит тяжеловес.
Геннадий Онищенко, руководитель Роспотребнадзора, заявил, что ситуация на
рынке потребкредитования ухудшается. И рассказал о многочисленных жалобах на
банки, которые поступают в адрес его ведомства; некоторые истории, рассказанные
жалобщиками, по его словам, достойны описания в лучших традициях русской класси-
ческой литературы.
Напомним, первая попытка Роспотребнадзора стать “санитаром” кредитного рын-
ка увенчалась успехом: в прошлом году в Свердловской области местное управление
Роспотребнадзора через суд заставило “Хоум Кредит” вернуть заемщикам комиссии за
открытие и ведение ссудных счетов. Однако затем Роспотребнадзор несколько анало-
гичных исков в адрес “Русского стандарта” и Фора-банка проиграл. Впрочем, зная буль-
дожью хватку Онищенко, можно предположить, что подобное его не обескуражит. Тем
более что теперь его ведомство сможет бдить за тем, как банки исполняют указание ЦБ
о раскрытии эффективной ставки. С Центробанком Роспотребнадзор уже договорился
о сотрудничестве: регулятор вызвался проводить свою экспертизу по всем претензиям
службы Онищенко к банкам. Аксаков заметил, что со скепсисом относится к инициа-
Цена кредитного вопроса