Стр. 88 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

88
Глава 2. БАНКИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ
рых гораздо проще написать электронное письмо, нежели позвонить или прийти в
банк”.
Время таких клиентов, по мнению наблюдателей, – не за горами. “Ближайшая зада-
ча банков, ориентированных на частных клиентов, – развивать call-центры, – полагает
Денис Садовский. – Но уже скоро возникнет задача развития возможностей интернет-
банкинга. И уже потом скорее всего дело дойдет дело до массового использования в
качестве инструмента банковских операций мобильных телефонов”.
Страх перед Сетью
Прогноз довольно тривиальный, но на фоне сегодняшней статистики смелый.
Доля дистанционных трансакций – банковских операций, совершаемых с помощью те-
лефона или компьютера, – составляет не более 5%. Это в Москве, а в регионах в 3–4 раза
меньше.
В Европе, по данным компании Datamonitor, интернет-банкинг пользуют 60 млн.
человек (40% всех банковских операций совершается дистанционно), в США – 25 млн.
человек. На этом фоне дистанционный банкинг в России, где своими деньгами на рас-
стоянии управляют от 50 до 100 тыс. человек, выглядит если не новорожденным, то, по
крайней мере, еще не выползшим из подгузников.
Однако кроме статистики существуют еще и тенденции. По словам сотрудников
Международного Московского банка (ММБ), в первой половине этого года объем ин-
тернет-банкинга в ММБ вырос в полтора года. В Промсвязьбанке констатируют, что за
прошлый год количество трансакций через Сеть выросло вдвое. Аналогичная ситуация
наблюдается и в других банках, оснащенных системами интернет-банкинга. По данным
маркетологов агентства BSMC, более 80% российских банкиров полагают, что интернет
становится все более принципиальным средством общения с клиентом.
Разумеется, с перспективами интернет-банкинга не все просто. Ранее предполага-
лось, что его развитие сдерживается исключительно техническим фактором: недоступ-
ностью IT-коммуникаций для многих россиян. Однако телефонизация и “мобилизация”
страны уже вполне сравнима с европейским уровнем, а “интернетизация” его догоняет.
И тут выяснилось, что россияне, в отличие от европейцев и американцев, испытывают
определенное недоверие к Сети и телефону. У россиян сильнее вера в возможности
хакеров и куда меньше доверия системам электронной безопасности. Наши люди пока
хотят видеть свои деньги перед глазами и передавать их исключительно из рук в руки и
в обмен на подтверждающую бумажку.
Еще одна причина незначительности использования интернета частными клиен-
тами – элементарное незнание о такой возможности. По данным компании “Финист”,
около двух третей пользователей банковских услуг в России не имеют представления о
возможности дистанционного банкинга. Зато 40% из тех, кто знает, заявляют о том, что
в будущем хотели бы этим пользоваться.
“Европейский опыт говорит о том, что на телефонные службы можно сбросить до
половины контактов с клиентом, – констатирует Смирнов. – Такой уровень для России
пока недостижим, однако, думаю, что через 3–4 года 20% банковских операций частных
лиц в России будут осуществляться посредством телефона и компьютера”.