Стр. 97 - Poker_lzhetcov-1

Упрощенная HTML-версия

97
млении кредитных документов (это отметили более 30% участников опроса “Профиля”
и портала www.credit.ru).
Большинство жалоб связано с так называемыми скрытыми процентами: в кредит-
ных договорах размеры всевозможных комиссий, сборов и пеней не указаны или заву-
алированы.
Впрочем, тут ситуация может измениться к лучшему. Центробанк с 1 июля обязал
банки четко прописывать в кредитных договорах так называемую эффективную ставку
(то есть реальный размер платежей по ссудам). На днях ЦБ вынес предложение законо-
дательно ограничить размер дополнительных сборов по кредитам 3–5% в год.
Однако ссуды вызывают и другие нарекания. Например, сложности поджидают
клиента и в ситуации смены владельцев банка. “У меня оформлен ипотечный кредит в
банке ПСБ, – рассказывает Анастасия М. – Для его погашения был открыт счет, с кото-
рого списывались средства. Все было четко до того момента, пока у банка не сменился
собственник. Меня заставили открывать новые счета – сначала в другом отделении ПСБ,
затем в перекупившем его банке. Банк просит доплачивать непонятные суммы, а состо-
яние своих расчетов я просто не могу толком выяснить”.
Один из щекотливых вопросов – отказ в выдаче кредита. Претендент приходит в
банк, будучи уверенным в своей платежеспособности, но получает отказ. Абсолютное
большинство банков при этом оставляет заемщика в неведении относительно причин
недоверия. Таково право банка, и жаловаться тут не на что.
Однако часто отказ в кредите вызван сомнительными причинами. К примеру, од-
ной даме известное кредитное учреждение отказало в ссуде, «не поверив» в реаль-
ность указанной в справке о доходах зарплаты. Все бы ничего, но причина отказа (на-
стойчивой даме ее озвучили) вызвала у клиентки нервный смех: зарплата, смутившая
кредитных инспекторов, уже год зачислялась на карточку, выданную этим же банком.
Но проверить самих себя банковские службы как-то не удосужились.
Многие жалобы связаны не с фактом отказа в кредите, а с тем, в какие сроки это
было сделано.
“Я оформлял ипотечный кредит в банке “Санкт-Петербург”, – говорит Валерий К. –
Собрал необходимые документы, указанные на его сайте, забронировал у застройщика
квартиру на месяц с фиксацией цены и отправился в банк. Выяснилось, что список доку-
ментов на сайте устаревший. Потратил еще несколько дней, вернулся, сдал документы
на рассмотрение. Через десять дней, в течение которых банк в своей рекламе обязуется
рассмотреть заявку, никто не даже позвонил. Стал сам дозваниваться им и лишь по про-
шествии двух с лишним недель получил отказ без объяснения причин. Банк, естествен-
но, не волновало, что время брони на квартиру истекло и я упустил возможность взять
кредит в другом месте. Конечно, они вправе мне отказать. Но вот хотя бы обещанные в
своей же рекламе сроки выдерживать-то надо…”
Невнимание банков к “отказникам” – это еще что. Бывают более оригинальные слу-
чаи. Например, сотрудники Ситибанка регулярно обзванивают несостоявшихся заемщи-
ков, предлагая им новые кредитные продукты. Вдохновленные “отказники” собирают до-
кументы по новой, бегут в банк и… получают второй отказ. Ларчик открывается просто:
видимо, в этом банке премируют не за выданные кредиты, а за количество заявок.
Еще один момент – работа банковских телефонных служб. На поприще напоми-
наний о кредитных долгах она доведена до виртуозности. Почти все банки практикуют
“психическую атаку”: у должника с утра до вечера трезвонят все телефоны.
С жалобой на банкира