Стр. 133 - Murychev-3

Упрощенная HTML-версия

Четверть века с «Россией»
133
уровне, возник законопроект о саморегулируемых организациях. Кста-
ти, в этом законопроекте на стадии первого чтения банковский сек-
тор в число отраслей, где может быть применено саморегулирование,
не попал. Там перечислялись государственные учреждения, которые
могут передавать свои полномочия СРО – Центрального банка среди
них не было. Сейчас, когда законопроект готовится ко второму чтению,
вдруг неожиданно появилась запись и о Центральном банке.
Мы поручили нашему аналитическому центру всесторонне изучить
вопрос, чтобы обсудить его на консультативном совете, то есть выяс-
нить, в каких формах возможно саморегулирование и нужно ли оно.
Первые же материалы ясно дали понять следующее. Если мы говорим
о саморегуляции внутри нашей корпорации, о создании единых стан-
дартов поведения на рынке, этике банковского дела, обмене инфор-
мацией, создании бюро кредитных историй, повышении квалификации
сотрудников банка, то это, конечно, нужно – кто же нам запрещает. Дей-
ствующий закон о банковской деятельности все это позволяет делать.
Если необходимо оформить эти направления в рамках какого‑то еще
дополнительного закона, – в принципе, ничего страшного и в этом нет
и можно в таком ракурсе рассматривать предложения.
Но если мы говорим, что надо надзорные функции, условно говоря,
оттяпать у государственного учреждения, в данном случае у Централь-
ного банка, и передать саморегулируемой организации, то это неле-
пость. В мире в банковской сфере таких прецедентов не существует.
На основании этого и формировалось наше отношение. Если мы
говорим о том, что саморегулирование – это забрать часть функций
у государственного надзорного органа и передать их банковскому со-
обществу, то мы категорически против.
– На этот счет есть много аргументов самого разного плана. Со-
здание дополнительного квазигосударственного надзорного органа
ни к чему хорошему не приведет. По нашей истории и по российской
ментальности мы можем точно заявить, что это будет новая ниша для
коррупции, вообще плохо контролируемая государством.
Во многих других секторах рынка нет надзорных или контролирую-
щих органов, следящих в жесткой форме за работой участников рынка.
И если участники рынка хотят в этих секторах заняться саморегулиро-
ванием, то, пожалуйста, государство должно им помочь. В банковском
секторе есть Центральный банк, есть Федеральная служба по финансо-
вым рынкам, есть другие регулирующие органы. Поэтому плодить до-