Стр. 94 - Murychev-3

Упрощенная HTML-версия

Александр Мурычев
94
уполномоченных банков для рефинансирования. Уполномо‑
ченные банки дают поручительство возврата ресурсов. Упол‑
номоченные банки федерального уровня могут привлекать
региональные банки для реализации проектов на территори‑
ях под их собственные гарантии или поручительство мест‑
ных органов власти.
Вот такой в общих чертах была наша концепция. Я считал,
что это поможет решить одну из главнейших проблем россий‑
ской экономики – проблему нехватки долгосрочных дешевых
ресурсов. Создавать условия для их появления, как показы‑
вает мировая практика, это функция государства. Аналитики
нашей ассоциации изучили германский опыт, историю Экс‑
имбанка США, японских и южнокорейских банков развития.
И мы убедились: везде, где ставилась задача реструктуриза‑
ции экономики, оживления и обеспечения ее роста, прово‑
дили активную кредитно-денежную и бюджетную политику,
акцентированно использовали бюджетные и внебюджетные
средства, формировали те или иные институты развития.
Теперь вспомним навскидку хотя бы несколько страте‑
гических задач России. Развитие инфраструктуры, выпуск
авиационной и космической техники, электроники, средств
связи, продукции военно-промышленного комплекса. В со‑
стоянии ли коммерческие банки решить эти задачи, требу‑
ющие сотен миллиардов долларов, причем – под небольшой
процент и очень надолго? Конечно же, нет. А банк развития
под эгидой государства способен выпускать облигации, дру‑
гие ценные бумаги, привлекая по сходной цене все новые
и новые денежные средства.
Но основная функция банка развития – не извлечение при‑
были, а создание условий для реализации конкретных пра‑
вительственных, национальных проектов. И вот тут – одна
из проблем. Как только крупное государственное ведомство